Тайна летнего отдыха Собинова, братьев Ленских и труппы Малого и Большого Московских Императорских театров – раскрыта!
В конце ХIХ-го начале ХХ века в летний период театральная жизнь Москвы на несколько месяцев замирала. Актеры, впрочем, как и практически все состоятельные горожане, стремились покинуть пределы города и обменять московскую суету на неспешный ритм, тишину (плюс обилие даров садов и полей) провинции. Одни направлялись в родовые имения, другие снимали дачи, третьи – гостили у тетушек. А практически вся (за небольшим исключением) труппа Большого и Малого Московского Императорских театров, начиная с 1890-х и до самой революции покидала Москву и скрывалась от глаз публики в неизвестном направлении.
Место пребывания маститых актеров и оперных певцов держалось в секрете (дабы артистов не ангажировали на спектакли во время отдыха), о котором даже спустя годы исследователи творчества музыкально-театральных светил мало что знали. А жители Сумщины и в советское время и сейчас не догадываются, что к списку выдающихся деятелей культуры, побывавших в дореволюционное время на нашей благодатной земле, давно уже можно добавить имя выдающегося русского оперного певца Леонида Собинова, не менее прославленного театрального режиссера, актера и педагога Александра Ленского, а также его брата актера Анатолия Ленского.
Вероятнее всего, бывала на сумской земле и знаменитая оперная дива Антонина Нежданова, которая готовилась к записи грампластинки и разучивала дуэт Лакме и Маллики (опера «Лакме» Делиба). Ее партнершей была Евгения Попелло-Давыдова – солистка Большого императорского театра. Именно благодаря Евгении Александровне, знаковые личности ушедшего серебряного века побывали в наших Вирах, в нынешнем Белопольском районе.
Сто лет назад на берегу речки Вирь, на высоком холме располагалась барская усадьба, по откликам современников — белоснежный дворец, с просторными комнатами, огромными окнами и покрытыми немного восточным орнаментом белоснежными колоннами и арками, украшающими парадный вход. Владельцем дворца и вировской земли был Михаил Михайлович Попелло-Давыдов – дворянин Харьковской губернии, сын генерал-майора Михаила Яковлевича Попелло-Давыдова, служившего в Псковской военно-начальной школе и Полтавском кадетском корпусе. Более того, почти 10 лет (с 1872 года) он был директором Московского кадетского корпуса.
Сын же его в военные не пошел, а был склонен к изящным искусствам — к музыке и театру (учился в Московской консерватории у С.И. Танеева). Впоследствии проявил себя как театральный деятель, критик, мемуарист. Михаил Михайлович имел землю на территории нынешней Украины и недвижимость в Москве. Вращался в литературных кругах и артистическом мире Москвы. Взяв в жены Евгению, выпускницу Московской консерватории, страстно увлеченной театром и оперой, Попелло-Давыдов максимально пытался помочь достичь ей успеха и признания. Евгения была известна в московской артистической среде, но не обладала таким мощным дарованием и невероятной прижизненной славой, как партнеры, с которыми она совместно концертировала — Собинов, Шаляпин, Антарова, Нежданова. Ее голос – лирическое меццо-сопрано, больше подходил для камерных концертов, салонных литературно-музыкальных вечеров. Собственно, в усадьбе в Вирах, помимо всяческих «отдыхательных» мероприятий и развлечений (рыбалка, сбор ягод, катание на лодках, занятий живописью с выходом на пленэры) и проходили такие вечера.
День рождения Евгении Александровны приходилось на начало июня, потому в этот период, от железнодорожной станции, находившейся в нескольких верстах от Виров, по редкому, бежевато-желтому булыжнику неслись экипажи с многочисленной приехавшей из Москвы богемой к самой усадьбе Попелло-Давыдовых.
Надо сказать, что актеров было не мало – ведущие артисты Императорских театров. Следует заметить, что труппа Малого и Большого театров вплоть до революции была едина, и состояла при общей дирекции Императорских театров Российской империи. Музыкальные и драматические представления шли в одно и то же время, тематически дополняя друг друга, на обеих сценах. Случалось, актеры, занятые на спектакле в Большом, играли в тот же вечер и в Малом, а потому специально для быстрейшего передвижения артистам разрешали пользоваться подземным ходом, ведущим от одного здания к другому. Актер, попадая в туннель, успевал на ходу сорвать себя бутафорские усы и бороду и переоблачиться в другой костюм!
О поездке в Виры и беззаботном времяпровождении в гостеприимной усадьбе Попелло-Давыдовых мечтали целый год. Мечтал о них и выдающийся оперный певец Леонид Собинов. Многие годы Собинов и семья Попелло-Давыдовых были дружны, путешествовали, а также Евгения Александровна и Собинов совместно совершили концертное турне по Российской империи. В 1910 году, уже достигший мировой известности Собинов написал Попелло-Давыдову такие строки: «Спасибо, друг, обрадовал депешей,/ Верь, зов твой не остался втуне./ В Виры приеду, конный или пеший, /В исходе мая, может быть, в июне».
Надо сказать, что о пребывании Собинова в Вирах сохранились некоторые истории. Одна из них гласит, о том, что домашней прислуге и управляющим было под страхом увольнения запрещено «отпускать» артисту, который любил выпить, «горячительные напитки». Однажды вечером, горничные Попелло-Давыдовых возвращались через сад домой. Вдруг, из-за кустов барбариса показалась рука с золотыми карманными часами на цепочке, а затем появился и сам Леонид Витальевич, который самым очаровательнейшим образом попросил работниц достать «горячительного» взамен на часы, которые подарил ему лично сам Император! Предложение было, конечно заманчивое, но перспектива потерять работу в усадьбе не сулила ничего хорошего, потому женщины, в белых передниках и платочках не пожелали удовлетворить просьбу великого тенора, и вынуждены были спасаться бегством.
Кроме сего, потомки тех горничных уже в советское время вспоминали, что Евгения Александровна теплыми летними вечерами любила петь на свежем воздухе, недалеко от пруда. Местные жители, притаившись в зарослях, с удовольствием слушали арии из «Вражьей силы», «Вертера», «Князя Игоря», «Валькирий» и других знаменитых опер. Крестьяне любили наблюдать за тем, как певица возвращается домой, как в вечернем сумраке, неспешно движется ее фигура в белом платье, а в воздухе остается едва уловимый запах духов.
Кстати, на счет парфюмов. Певица была одной из тех знаменитостей, кто, употребляя продукцию конкретной марки, появляся в обществе и как-бы невзначай создавал «живую» рекламу. К примеру, рекламу духов знаменитого российского парфюмера Остроумова, которыми пользовалась певица. Более того, она посвятила создателю модных запахов стихи. Реклама, приняв «поэтическую форму» довольно долго «ходила» по Москве: «Вы спрятали в граненом хрустале / Волнующую гамму ароматов, / И ею дамы, так сдается мне, / Мужьям устроят много «шах» и «матов»!»
Когда летние вакации заканчивались – Попелло-Давыдовы и гости разъезжались. Но артистическая жизнь с участием этой семьи не прекращалась. В 1914 году, в Москве, по инициативе Попелло-Давыдова, Собинова, Казина, Гунста, Сабанеева и т.д. состоялось торжественное открытие клуба, который был наименован «Алатр». В помещении дома генерала Толмачева на Тверской, недалеко от Московского Художественного театра — под шум начавшейся Первой мировой войны клуб заработал и стал пристанищем для утонченных натур. Надо сказать, что заведение сие было закрытого типа и без рекомендации уважаемых членов клуба, обычному человеку с улицы туда попасть было невозможно. Там восхитительно пела романсы Евгения Александровна, там читали стихи Игоря Северянина, танцевали новомодное танго или блистали поэтичные танцовщицы — «босоножки». Там впервые произошло знакомство будущей звезды кинематографа Веры Холодной с режиссером Гардиным. Да и сама Попелло Давыдова попробует себя в синематографе, снявшись в 1915 году в черно-белом фильме «Счастье вечной ночи».
После революции Попелло-Давыдовы с сыном эмигрировали в Париж, а после 1927 в Берлин. Михаил Михайлович издал мемуары «Из записной книжки театрала», повествующие о театральной жизни Москвы начала ХХ века. Россия, которую они потеряли, осталась в их памяти, и на фотографиях.
Кстати, о фотографиях. Вернее, еще об одном госте усадьбы Попелло-Давыдовых, который сделал для потомков потрясающие снимки окрестностей Виров, усадьбы и времяпрепровождения гостей, уборку урожая на полях, вировских крестьян, переправу на пароме и т.д.. Страстным фотографом, из которого, кстати, мог бы получится прекрасный фотокорр, был никто иной, как Анатолий Ленский (1854–1904) .
Актер Малого Императорского театра приезжал в Виры вместе с женой Агриппиной Дмитриевной ( 1870-1942) и дочерьми Марией и Ольгой в 1899 -1900-х годах. Он был в первой когорте московской богемы, посетившей задолго до Собинова имение Попелло-Давыдовых. Анатолий Ленский, будучи актером Императорского театра, посещал артистические столичные салоны и был знаком с художником театра Константином Коровиным, скульптором Николаем Клодтом, художником Исааком Левитаном и другими выдающимися людьми отечественной культуры. Долгое время в его семье хранился подаренный Левитаном этюд, который, к сожалению, в трудные годы, (уже потомками Анатолия Павловича) был продан.
Говоря об Анатолии Ленском, носившим сценическое имя «Ленский второй», нельзя не сказать о его родном брате, Ленском «первом» — знамениом актере, режиссере, театральном педагоге Александре Павловиче Ленском (1847-1908), чей вклад в развитие отечественного театрального искусства трудно переоценить. Его связь с Малым театром была очевидна: за 20 лет своей театрально-педагогической работы на драматических курсах Императорских театров, он подготовил большую часть труппы Малого театра, в котором, совершенно заслуженно считался главным человеком, настоящим «папой». В конце ХIХ века Александр Ленский прославился еще и как нестандартный режиссер — создал Новый театр — филиал Малого, в котором новаторствовал наравне со Станиславским и Немировичем-Данченко.
Творческая деятельность Александра Ленского горячо обсуждалась и всячески приветствовалась актерами, в том числе и теми, кто гостил в Вирах. Не меньший интерес проявляли театралы и к занимательной родословной Александра Павловича и Анатолия Павловича Ленских. Дело в том, что оба брата были внебрачными детьми известного мецената, знатока театра, и музыканта князя Павла Ивановича Гагарина и примы итальянской оперы Ольги Вервициотти. Впервые князь увидел красавицу певицу в Одессе, где она выступала в составе гастролировавшей труппы, а он – создавал собственный театр. Ольга стала его гражданской женой (законная тем временем находилась с детьми где-то в центре России).
Павел Иванович повторил историю своего отца – князя Ивана Алексеевича Гагарина. Тот, будучи вдовцом в преклонном возрасте обвенчался с бывшей крепостной актрисой, а затем легендарной Екатериной Семеновой, прославившей русскую сцену. Слава Семеновой при жизни была велика — ее неоднократно воспевали Пушкин, Батюшков живописали Кипренский и Брюллов. Бывшая крепостная стала княгиней Екатериной Семеновной Гагариной, вызвав тем самым резонанс в аристократическом обществе.
Но в случае с Павлом Ивановичем, все оказалось намного печальнее. Знатная родня Гагариных, не желая скандала, лишила Павла Ивановича, очевидно, из самых «благородных» побуждений, практически всего наследства, оставив ему лишь имение Сасово Тамбовской губернии ( где он и умер в бедности). Именно там родились Александр и Анатолий, вынужденные после 10-летнего возраста (времени смерти их матери) скитаться по чужим домам, жить у чужих людей и испытывать не самые радужные чувства в связи со своим «незаконным» происхождением. Они носили фамилию Вервициотти, а затем взяли псевдоним «Ленские» высочайше пожалованный им распоряжением Императора.
Надо сказать, что у Павла Ивановича Гагарина и до того были внебрачные дети. В отличие от законнорожденных, никак себя не проявивших, все «байстрюки» стали известными личностями – к примеру, дочь Елизавета Павловна Макарова — известной актрисой, сын Николай Федоров – выдающимся русским философом, автором «Философии общего дела», не говоря уже о Ленских. К слову, сценический псевдоним этот, говорил о невероятной любви к творчеству Пушкина.
А вот фамилия Гагариных, судя по исследованиям московского историка Ольги Поповой-Муратовой, говорит о том, что это один из самых знатных родов земли русской. Ведь родоначальником рода Гагариных был сам Рюрик! Затем – князь Игорь и княгиня Ольга, св. Владимир, крестивший Русь, Ярослав Мудрый, Всеволод, Владимир Мономах и Юрий Долгорукий, Иван Каша – князь Стародубский, и на 17-ом колене Михаил Гагара – родоначальник князей Гагариных.
Но вернемся к Анатолию Ленскому, в чьих жилах текла кровь этих великих исторических личностей. Еще в отрочестве Анатолия отправили в Швейцарию подмастерьем часовых дел мастера. Любовь к механизмам, технике (более всего к фотоаппаратам и фотографии), всевозможным тонким ручным работам Анатолий сохранил на всю жизнь, хоть и стал в будущем актером. В имении княгини Елены Сергеевны Трубецкой он познакомился с дочерью священника, сельской учительницей Агриппиной Дмитриевной, брак с которой благословила сама Трубецкая, подарившая молодым иконы. В семье родились три дочери – Мария, Ольга и Татьяна. Мария и Ольга бывали с родителями в Вирах и плескались в водах речки Вирь – подтверждение чему — их фотография. Они стали профессиональными актрисами ( работая на сценах Москвы, Новгорода, Харькова), а Татьяна – певицей.
Однако революция, затем гражданская, а позже Отечественная война не дали ей возможности в полной мере реализовать заложенный генами даровитых предков талант, и она работала библиотекарем. В 20-х годах Татьяна вышла замуж за Ефима Терлецкого, а в 1926 году у них родился сын Владимир. Выпускник химфака ХГУ, кандидат химических наук, исследователь, пропагандист и новатор в области порошковой металлургии Владимир Ефимович Терлецкий бережно сохранял наследие деда, в том числе и сделанные двухкамерным фотоаппаратом снимки усадьбы Попелло-Давыдовых в Вирах, о владельцах которой ничего не знал.
27 октября в дождливом Харькове автору этих строк удалось разыскать Владимира Ефимовича и встреча с живым потомком Рюрика, княгини Ольги и Владимира Мономаха стала настоящей удачей! Оказалось, что 87-летний внук Анатолия Павловича Ленского (Вервициотти) также как и его дед увлекается фотографией. А еще в молодости, вместе с женой Красноарминой Яковлевной он объездил и обходил с рюкзаком Кавказ и Среднюю Азию. Он и сегодня прекрасно читает стихи, и может скопировать любой акцент. Но актерский талант в полной мере перешел к его сыну, известному актеру, телеведущему, поэту и музыканту Евгению Терлецкому, проживающему в Израиле. Сегодня благодаря сохранившимся в семье Терлецкого фотографиям Анатолия Ленского жители Сумщины могут видеть роскошный дворец в Вирах, от которого после революции не осталось и следа (позже на этом месте была построена школа).
Благодаря старинным бежево-коричневым снимкам оживает история Сумщины, становятся известными истории любви мужчин из рода Гагариных и раскрывается тайна летнего исчезновения актеров московских императорских театров…
Опубликовано в газете «Ваш Шанс» №45 от 06.11.2013 и №46 от 13.11.2013
Оставьте комментарий