После новогодних праздников…

Вот и остались позади новогодняя ночь, Рождество, и даже Старый Новый Год… Наши авторы поведали читателю о новогодних традициях, о самой интересной встрече Нового Года. Давайте еще раз вспомним их рассказы.

Ирина Фомина. Новогодние поздравления: возвращаясь к былому
Наталья Гуцан. Новый Год
Юлия Лесина. Рождественские традиции: сумские дореволюционные елочные игрушки
Василий Клименко. Новый Год, Бородино, гусары…

Сейчас, просмотрев все эти заметки, я с некоторым удивлением отметил, что среди новогодних рассказов не хватает еще одного – а именно рассказа человека, имя которого носит наш клуб. В своей книге «От Энто до Баро» Александр Булатович рассказал, как он встречал новый 1897 год в Эфиопии.

«31 декабря утром я приказал оседлать двух лошадей (одну я купил накануне) и в 8 часов утра в сопровождении одного слуги быстро направился по дороге, ведущей к мосту через Баро. Мы взяли с собой несколько галет и вооружились: я — шашкою, револьвером и винтовкой, а мой слуга — моим штуцером и саблей. У каждого было по 40 патронов. В 12 часов дня мы дошли до гор Диду, сделав по горной дороге с частыми переправами 50 верст в 4 часа. До Баро оставалось еще верст 15 очень трудной, топкой лесной дороги…(…) Дорога была топкая, и мы иногда вязли по колено в грязи.(…)

Уже верст за восемь мы услышали гул водопада и наконец в 3 часа дня достигли великой реки.(…) За Баро начинался район военных действий и начиналась Моча, родственное с Каффой государство, населенное народом того же племени сидамо. К северу от Мочи начинались негрские племена.(…) Солнце уже заходило, а лес не прекращался, и следов жилья никаких не было. Но вот в чаще послышался говор, мы пошли на него и через полчаса оказались среди собирателей кофе. Это была жена абиссинского шума по ту сторону Баро, которая, собрав всех оставшихся солдат мужа, рискнула переправиться через реку собирать кофе.
У входа в шалаш, покрытый банановыми листьями, трещал костер, а кругом его сидели человек 15 абиссинцев и вполголоса болтали. Наш приезд сильно изумил их. В шалаше, куда провели меня, я увидел смелую начальницу этого маленького отряда. Очень красивая, с почти белой кожей, она полулежала на постели и кормила грудью ребенка. Меня угостили лепешкой
из кукурузы и только что собранным кофе, это была вся их провизия. Весело болтая, мы просидели почти до наступления Нового Года.(…)
На следующий день, попрощавшись с хозяйкой, я направился к границе Мочи…»

Кстати, нельзя забывать, что Булатович встречал Новый Год по старому стилю. Мы можем считать себя богатыми на праздники  — у нас целых два новогодних праздника. «Старый Новый Год» появился в нашей жизни благодаря тому, что в 1918 году у нас был введен новый григорианский календарь. Согласно постановлению Совнаркома от 26 января 1918 года в том же году после 31 января сразу наступило 14  февраля. Русская православная церковь не приняла новый календарь и отмечает наступление нового года по старому юлианскому календарю – в ночь с 13 на 14 января.

Два новогодних праздника – хорошо это или плохо? Возможно, «Старый Новый Год» дарован всем нам отнюдь не случайно. Люди, которые во время официального новогоднего праздника по тем или иным причинам не смогли вполне перейти в новый год, удачно влиться в его ритм,  в ночь с 13 на 14-е могут попытаться сделать это еще раз. Наверно, такая возможность больше всего нужна тем, кто живет прошлым, историей, для коллекционеров старинных вещей, антикваров и так далее. Как мне кажется, японский поэт Исса писал как раз об этом:

Новый год
Все никак войти не решается
В лавку старьевщика.

Ввиду вышесказанного хочу пожелать всем в уже окончательно наступившем году гармонично соединить старое и новое и, блуждая в дебрях истории, не забывать о сегодняшнем дне. Удачи всем!

Василий Клименко.

Оставьте комментарий