Казимир Малевич. Четвертая лекция Сергея Побожия в муниципальной галерее

Маргарита Сергиенко

Малевич – это снаряд, посланный человеческим духом в небытие, в чистую пустоту интуиции, где единственными реальностями являются отношения и связи.

Николай Пунин.

Загадка “Чёрного квадрата” Малевича. Черный квадрат Малевича-это чушь….в его эпоху много было талантливый художников….я видела эту картну в живую и не чего особенного кроме черного квадрата не увидела.
blogoped.com›archives/1164

Найдено в Интернете

—————————————

Что же писать про Малевича? Критики и искусствоведы давно уже разложили его по атомам и сложили наново, то прославляя, то налагая на него табу.

 580px-Автопортрет._Около_1910._ГТГ

Автопортрет. Около 1910. Государственная Третьяковская галерея

Сторонники абстрактного искусства принимают современную абстракцию. Они считают ее закономерным этапом в развитии искусства. Есть теория, что искусство всегда стремится к абстракции, по крайней мере, в определенные эпохи. Но оно вечно как человеческое творчество от наскальных рисунков до современных художников.

Считается, что в нашу эпоху нефигуративное искусство происходит от Сезанна, который хотел писать современным языком красок академические шарады Пуссена.

Все началось с возрождения и даже еще раньше, с Платона, когда художники воспроизводили свое чувственное ощущение трехмерной реальности.

On_the_Boulevard

На бульваре. Около 1903. Государственный Русский музей.

Платон говорил, о красоте линий, поверхностей и пространственных форм, независимо от видимых нами предметов.

И Сезанн порвал с академизмом, затем с импрессионизмом, сводя видимое к структуре.

Искусство не должно подражать истинной реальности, как, например, русские Шишкин, Репин и другие реалисты. Все дело в Сезанне. Он застрял между реализмом и абстракцией. И пошло… аналитический и синтетический кубизм, Пит Мондриан со своими поисками абсолюта и т.д.! Интересно, что абстракция была принята модернизмом под влиянием самих художников, создавших первый образец этого искусства. Аполлинер писал в 1913 году, что «мы имеем только зачатки этого искусства, но оно не настолько абстрактно, как этого можно было желать».

Лирические абстракции Кандинского, распадение объемов, черно белые краски, ломаные линии, «удар кулака» сочетание красного и синего цветов, денатурализация красок у Мондриана.

Кандинский становится апостолом беспредметной живописи и экспрессионизма. Кандинский с абстракцией, за ним Мондриан с беспредметностью и  наш герой Казимир Малевич, который соединил в своем «супрематизме» оба пути.

Малевич шел от импрессионизма через нечто похожее на кубизм, от схематизации живых предметов в виде сочетаний цилиндра и конуса. И человек начинает распадаться на части. Но цвета у него интенсивны. Плюс крестьянский примитивизм.

439px-Женщина_с_граблями

Женщина с граблями. Супрематизм в контуре крестьянки. 1930-1931. Государственная Третьяковская галерея.

В 1911-12 годах он стремится к беспредметности через разложение объема на элементарные круг, квадрат и крест. В 1913 году Малевич приходит к своей системе абстрактной живописи – динамическому супрематизму. Он считал, что супрематизм – начало новой культуры. Он создавал лицо нового мира. Он считал себя вторым после Сезанна. Его живопись последний вывод из общей формулы общего искусства.

593px-Супрематизм._1915-1916._Краснодарский_краевой_художественный_музей_им._Ф.А._Коваленко.

Супрематизм. 1915-1916 (по другим данным, 1917). Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.

Но меня все время гложет вопрос – а где же искусство? Для рассматривания его картин нужны счеты или калькулятор. Новая эстетика? Я все понимаю, но почему-то не чувствую. Малевич объясняет: «Кто чувствует живопись, тот меньше видит предмет; кто видит предмет, тот меньше чувствует живопись (О новых системах в искусстве. 1919 год, стр. 13). Там же: «Черный квадрат явился в мир, как божественное дитя, покончив с обыкновенной, видимой живописью». Следующий шаг, по-видимому, живопись без живописи – простой неокрашенный холст и отказ от кисти. Дальше Малевич пишет: «О живописи в супрематизме не может быть и речи, живопись должна быть изжита, и сам художник – предрассудок прошлого», («Бог не скинут», стр. 1) 1922 год.

Он пытался додумать эту тенденцию до конца, чтобы преобразиться в нуле форм (там же).

Но весь секрет и парадокс в том, что он остался живописцем и очень большим. Художники, находившиеся под его влиянием, перешли к «производственному» искусству, добавив геометризм, алогизм и другие черты абстракционизма. Советские искусствоведы считали его мистиком, имеющим алогическое мышление.

В статье «Бог не скинут» Малевич пишет о религии, считая, что основе мира лежит «неопределенное» возбуждение, второй силой стоит разум, «экономия», стремление к покою, к новой культуре знаков. Для этого нужно соединиться с техникой, отречься от земного мира, плюнуть на алтари старого искусства, отказаться от перспективы, горизонта, синего неба, звезд и создать нечто неестественное.

480px-Супрематическая_живопись._1916._ЧС

Супрематическая живопись. 1916. Частное собрание (ранее в собрании Городского музея Амстердама).

Все это повлияло на общественный вкус в области плаката, книжного оформления, театральной декорации, архитектуры.

Наши люди познакомились с творчеством Шагала, Малевича, Мандельштама, Цветаевой, Фалька, Пикассо. До этого все было спрятано в таинственные «фонды» или поносилось, что было обязательно, но никто не видел и не читал Кафку, путали Бабеля с Бебелем. Потеплело только в 80-е годы.

После лекции Сергея Ивановича я поняла, что Маяковский в поэзии – это Малевич в живописи – оба были левыми. Маяковский тоже начинал с ниспровержений:

Стодюймовками глоток старье расстреливай!

А почему

Не атакован Пушкин?

Маяковского тоже встречали гоготом, над картинами футуристов – Малевича, Татлина, Попова, Альтмана в дореволюционное время тоже издевались. Но Бунин и Репин эмигрировали, остались футуристы, кубисты, супрематисты. Они в революции видели исход. Улицы расписывались супрематистами и кубистами. Но новые формы искусства всегда входили в сознание людей медленно, сначала их понимали и принимали немногие. Да и вообще, внедрить вкусы невозможно. И.Эренбург писал: «Искусство – очаг анархии, художники – еретики и сектанты. Надо закрепить новое искусство, как старинные напитки или опиум. Картины кубистов и супрематистов нужно использовать для чертежей киосков, орнаментов обоев, моделей ботинок. Поэзия переходит в газеты, телеграммы, разговоры».

Ну как мог подумать Маяковский, что трамваи скоро разделят судьбу конки, а поезда станут архаическим способом передвижения?

В Брюсселе на ретроспективной выставке Малевича ранние работы очень живописны.

598px-Чёрный_супрематический_квадрат._1915._ГТГ

Чёрный супрематический квадрат. 1915. Государственная Третьяковская галерея.

Его Черный квадрат породил абстрактное искусство, которое 40 лет спустя обворожило Европу. Оно декоративно. Холсты Пикассо – мир, в них столько мыслей и чувств, что они порождают восторг или ненависть, а холсты абстракционистов, как сказал И.Эренбург, остаются элементами ткани или обоев. Они никогда не заставят задуматься о природе, о человеке, о жизни.

Но разве от этого может исчезнуть стремление сказать новое по-новому? Колхозники, изображаемые в академических позах, мало кого могут порадовать. И нельзя передать ритм первой половины 21 века тем изобилием придаточных предложений, которыми блистательно пользовался Л.Н.Толстой.

Red_Cavalry_Riding

Скачет красная конница, 1928—1932.  Холст, масло. 91×140 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И все это о Казимире Малевиче….
Который в своих «планитах» и «архитектонах» пытался применить супрематизм (высший) к архитектуре,
который перед смертью возвратился к фигуративной живописи в реалистических традициях, Черный  квадрат которого вошел в историю как высшее выражение крайностей модернизма, который, будучи профессиональным художником, являл собой резкую антитезу традиционной станковой живописи,
который создавал видимость математически-выверенных, рационально геометрических построений, претендовал быть внутри художественной практики первооснов живописи.

И это все о нем.

Картина молодого конотопского художника на выставке в галерее Банковской академии – лесное озеро, и в него углом погружается черный квадрат Малевича. Чудо.

И это тоже о нем.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: