История Катти Сарк или ведьмы Нэнни Короткая Рубашка

катти-сарк-1Маргарита Сергиенко

Читающие люди, наверное, знают о «чайном» или о «шерстяном» клипере «Катти Сарк» – единственном сохранившемся из «гончих псов океана». До сих пор на носу Катти Сарк живёт ведьма Нэнни, держащая в руке вырванный лошадиный хвост.

Интересно, что традиция украшать нос корабля была ещё в Египте. Это был своеобразный талисман корабля. В России обычай украшать нос корабля возникла при Петре I. Моряки считали, что носовая фигура это—душа корабля.

Теперь нет носовых фигур, жалко.

Клипер был построен в 1869 г. на шотландской верфи. Началась «золотая лихорадка» – возрастал импорт чая и пряностей из Китая в Европу и Америку. Клиперы могли быстро перевозить скоропортящийся товар. Так появляется новый вид судов – «чайные клипера».

Парусник высшей лиги отличался от остальных чайных клиперов обводами и названием. Длина клипера – 64,8 м., ширина – 11 м., высота грот-мачты – 44,5 м. Катти Сарк ходила на «чайной» линии в Китай и Австралию, особенно в Сидней. Катти умела ловить ветер в огромную площадь своих парусов.

катти-сарк-2Представьте себе – на парусниках царит тишина, нарушаемая только командами, мягким плеском воды и гудением такелажа на высоких басах – идет клипер. Огромные мачты высотой в 44,5 метра  несут полные ветра паруса. Кажется, клипер несётся по воздуху как белокрылый лебедь среди моря – чистый, безмолвный и легкий.

На корабле вахты длятся 4 часа. Склянка – песочные часы на полчаса. Отбивают склянки до сих пор. Вахта с полуночи до 4 часов – собачья. Работа матросов по уборке или постановке парусов занимала не менее часа.

Когда Катти постарела, в 1926г. её решил выкупить бывший капитан Катти Вилли Доумен. Он решил сохранить последнего «гончего пса», пожирающего ветер. В 1949 году корабль был передан Национальному морскому музею в Гринвиче. В 1954 году Катти стала на вечный прикол в специально построенном для неё доке.

Зная мою любовь к «Катти», мои английские друзья возили меня в Гринвич. Я трогала руками борта клипера, обнимала его. Был выходной, и внутрь не пускали. Но я была счастлива и этим.

Мой друг Джон подарил мне фильм о «Катти».

Как раз, когда я писала о «Катти», на экране телевизора появился фильм «Моби Дик» по произведению Джека Лондона. Так как действие фильма происходило на парусном корабле, я мысленно перенеслась туда и имела возможность мысленно же потрогать бушприт-, фор-, грот- и бизань-мачты.

Корабль в море – незабываемое зрелище.

Как грациозен корабль, бесшумно скользящий как облако белоснежных парусов.

Парусный флот – это элита, дворянство, благородство и изящество.

Барк, фрегат, бриг и бригантина – звучит  как титулы.

катти-сарк-3Как ужасно, когда корабли, дожившие до старости, разбирают на дрова. Но большинство парусников погибали, разбившись об утёсы прибрежных скал или в штормах.

Как печально, когда корабли погибали в районе мыса Горна во время штормов. Тех, кто смог обогнуть Мыс Горн, считались элитой – капгорновцы.

Я где- то читала, что собиратель парусов Густав Эриксон пытался возобновить рейсы своих парусников – «Викинга», «Пассата» и «Памира». Но эпоха винджаммеров –«выжимающих ветер» скоростников закончилась – «Памир» потонул, другие парусники стали музеями или учебными судами.

Так, 70-е годы положили конец классике парусов. Эриксон собрал в своей коллекции 40 выжимателей ветра. До второй мировой войны они перевозили зерно и назывались «пшеничные баржи».

Паруса ушли в прошлое, им на смену пришли железные чудовища.

Ушла в прошлое тяжёлая романтика.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: