ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СУМСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ШКОЛЫ. ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Татьяна Иванова

Читать предыдущую часть

Черный хлеб выдается без ограничений. Ржаной и пшеничный хлеб выпекается в школьной пекарне.

приют-101

В летнее время ученики получают к столу свежие огурцы, помидоры, лук, морковь и прочие овощи.

На  питание одного ученика расходовалось 5 руб. 50 коп. в месяц.

Ежедневный расход можно представить в следующей таблицей:

приют-102

Здоровье учеников

Наблюдение за состояние здоровья учеников в школе и оказание медицинской помощи ученикам  производится врачом Сумской земской больницы. С этой целью врач, иногда фельдшер, посещает школу не менее 1 раза в 2 недели. В необходимых случаях больных учеников направляли в земскую больницу, находящуюся в 3 верстах от школы.

Для исполнения простейших фельдшерских обязанностей предписанных врачом  (выдача лекарств и перевязок и т.п.) при аптечке находится постоянный дежурный ученик, взявший добровольно на себя эти обязанности.

Общее состояние здоровья учеников признавалось вполне удовлетворительным.

За год пропущено учениками по случаю легкого ранения, а так же по болезни для посещения Земской амбулатории

в зимний период  157 дней,
в летний период  154 дней.

К более распространенным заболеваниям  относились глазные болезни:

6 человек                       начинающая трахома,
18 человек                       легкие воспаления глаз,
1 человек                        корь,
1 человек                        умер от старой болезни желудка,

Заболевания простудного характера (инфлюэнц, ангина, лёгкий бронхит)

Эти заболевания обычно припадали на середину и конец учебного года. Но усиленное питание и весенние работы на воздухе прекращали дальнейшее развитие болезней.

Порядок жизни учеников.

Порядок дня был составлен так, что ученики были заняты в течении всего дня, свободными были только праздники.

приют-103 Весной с открытием полевых работ устанавливалось следующее расписание дня.

приют-104 После наряда ученики ложились спать.

По окончанию весенне-посевных рабочий день учеников сокращался с 11,5 часов до 9,5 часов, а именно с 12 часов до 16 часов был перерыв на обед, отдых и чай.

С 16 часов работа продолжалась до 19 часов вечера.

Духовное воспитание.

По праздникам ученики в сопровождении кого-либо из лиц периодически посещали Троицкую церковь в селе Анненском.

Эта церковь в справочной книге для Харьковской Епархии за 1904 год характеризуется так:

приют-105      приют-106

Фото храма 20-х годов. На фотографии ныне покойный Витюгов Иван Иванович

По бласловлению  епископа Сумского и Ахтырского Иове  в 2004 году начинается восстановление, закрытого в 20-тые годы и разрушенного в конце 50 годов храма.

приют-107                               Современное фото автора восстановленной церкви. Май 2016 года.

Под управлением  преподавателя Г.Ф. Моргуна ученики школы принимали участие в чтении и пении хором.

приют-108                                                          Богданов – Бельский Н.П. В церкви.

Ученики, как наш дядя Ваня, имевшие родственников в Сумах, могли  посещать церковь в городе.

Кроме того, несколько раз в течение года, приглашаемым из села  Анненского священником в школе совершалось Всенощное Бдение, на котором ученики пели хором и читали.

Каждому преподавателю, кроме обычных уроков приходилось вести послеобеденные или вечерние уроки, где в форме непринуждённой беседы с учениками можно было выяснить ряд вопросов, касающихся деятельности школы.

Несение всякого рода дежурств по школе и по хозяйству развивало чувство ответственности и сознательности у учеников.

Разумные развлечения, такие как музыка,

приют-109

П. С. Заболотский.  Мальчик с гитарой

пение,

приют-110
Николай Ярошенко «Хор»

декламация,

приют-111

гимнастика,

приют-112
Гравюра А.И. Зубчанинова.     Деревенская гимнастика.

катание на коньках,

приют-113
Открытка. Дети на коньках.

поддерживали дисциплину и оживляли однообразную жизнь школы.

А устройство сцены и декораций самими учениками,

приют-114

репетиции спектаклей всегда вызывали живой интерес всех учащихся.

приют-115

На ученических спектаклях исполнялись:

« В чужом миру похмелье» А.Н. Островского;

«Предложение», «Юбилей» А.П. Чехова;

«Всё хорошо, что хорошо кончается» В.П. Буренина;

« Миротворцы» Б.Д. Гринченко;

«Пошились у дурні» М.Л. Кропивницького.

После спектакля или в антрактах между действиями ученический хор исполнял песни, или играл баллалаечный оркестр, созданный преподавателем Г.Ф.Моргуном.

приют-116

Читать следующую часть

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: