ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СУМСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ШКОЛЫ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Татьяна Иванова

Читать предыдущую часть

По проекту организационного плана школьного хозяйства, разработанного управляющим школой Н. К. Походней, хозяйство было направлено на получение наибольшего количества кормов, перерабатываемых в своём хозяйстве. В связи с этим в полеводстве важное место отводилось кормовым однолетним растениям как наиболее обеспечивающим урожай.

Проектировалось два севооборота:

Четырёхпольный:

1) пар удобренный, занятый вековой смесью,

2) корнеплоды,

3) яровые посевы,

4) трава.

И пятипольный:

1) пар удобренный,

2) озимые посевы,

3) пропашные посевы,

4) яровые посевы,

5) трава.

Что касается породы скота, то к разведению рекомендовалась красная немецкая порода, особенно молочная порода  — ангельская, годовой удой которой составлял 160 вёдер.

При молочной ферме с целью использования отбросов проектировалось держать несколько штук свиней йоркширской породы.

Так как школа по уставу должна давать ученикам, в дополнение к знаниям по сельскому хозяйству, знания по садоводству и огородничеству, в школьном хозяйстве планировалось отвести места саду с питомником и огородом.

Для ягодных кустарников специального места не отводилось, предполагалось  разводить их между деревьями.

Ориентировочно была  определена  и общая доходность хозяйства, выразившаяся в сумме 3230 руб. 85 коп. Эти средства могли использоваться школьным хозяйством для погашения собственных долгов и на увеличение оборотного капитала.

В сентябре 1904 года земское собрание рассматривало вопрос об устройстве при Сумской  земской сельскохозяйственной школе 1-го разряда опытной агрономической станции.

В июле 1905 года рассматривался вопрос «О постройках в сельскохозяйственной школе новой квартиры для заведующего опытной станцией и для третьего преподавателя.

Продолжая вопрос о постройках в ноябре 1905 года сумское земское собрание услышало, что управа обращалась к местным наиболее солидным подрядчикам строительных работ, на что были получены ответы:

Братья Наседкины вообще отказались от предложенной работы;

Асмолов вместо начисленных по смете 9636 руб. 45 коп. назначил за работу с материалами 12000 руб.;

Другие более мелкие подрядчики соглашались взяться за работу с небольшой прибавкой к сметной сумме, но ввиду краткости строительного периода отказывались принять обязательства по сдаче постройки пригодной для жилья к зиме.

Поэтому земское собрание приняло решение нанять две квартиры для преподавателей в городе и определить для этих целей сумму в размере 1000 руб. в год.

Так же собрание решало вопрос о постройке сарая для земледельческого орудия и об открытии кредита в сумме 2000 руб.

%d0%b0%d0%b3%d1%80%d0%be%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0-28

Согласно отчету за 1909 год в 1904 году была построена канализация для стока воды,

в 1905 году построен сарай дощатый для садовых принадлежностей на парниках стоимостью 128 руб. 25 коп. и такой же сарай на дровяном дворе для пиленых дров и торфа стоимостью 112 руб. 92 коп.

Устав школы утверждён 18 августа 1906 года, и 4-го ноября 1906 года школа открыта согласно уставу.

В тоже год были построены:

Орудийный в 2 этажа сарай, деревянный на каменных столбах, под железной крышей. Верхний и подкатный нижний предназначались для сельскохозяйственных машин и орудий. Другое отделение нижнего этажа каретный сарай и кладовая для мелкого сельскохозяйственного инвентаря. Стоимость – 1725 руб. 17 коп. а также земляной погреб. Стоимость – 30 руб.

Школа продолжала решать хозяйственные вопросы, и в 1907 году были построены:

  1. Второй каменный флигель в 12 комнат с 4-мя кухнями. Здесь размещались 2 квартиры в 4 комнаты для двух преподавателей, одна квартира в две комнаты с кухней для садовода школы, такое же помещение отводилось для конторы и квартиры конторщика. Стоимость строений 16729 руб. 20 коп.
  2. При квартире построены 3 деревянных крытых железом сарая для дров и каменного угля. Каждый сарай разделён на две половины, построены они одновременно с флигелем.

В 1908 году построены:

  1. Земляной погреб.
  2. Омшанник, крытый соломой с полками в два яруса для 40-ульев. Стоимость – 54 руб. 84 коп.

Менялся и личный состав штатных служащих.

Попечителем школы с 14 ноября 1906 года стал дворянин Михаил Михайлович Петрищев Председатель Сумской Земской Управы.

Управляющим школой с 14 марта по 7 мая был бывший Сумской  уездный земский агроном Николай Николаевич Добровольский, окончивший курсы наук в Императорском С-Петербургском Университете и Московском Сельскохозяйственном Институте. С 7 мая и до конца года – Андрей Андреевич Романика, окончивший Харьковское Земледельческое училище и педагогические курсы при нём.

Преподаватель общеобразовательных предметов – Григорий Федосеевич Моргун, он же преподаватель Закона Божия и пения, окончивший курс Киевской Духовной Семинарии.

Преподаватели  специальных предметов: с 17 июля 1904 года по 7 мая 1910 года – Андрей Андреевич Романика; с июля 1907 года по ноябрь 1909 года – Сергей Иванович Петров, окончивший Херсонское среднее земледельческое училище; с 27 апреля Вячеслав Валерианович Громов, окончивший сельскохозяйственное отделение Киевского Политехнического Института; далее Семен Емельянович  Дьяченко, окончивший в 1909 году Харьковское Земледельческое училище и педагогические курсы при нём.

Служащие по найму.

Конторщик: с  июля 1907 года по 1 сентября 1910 года – Константин Николаевич Михайличенко, окончивший Суджанскую  торговую школу. С 1 сентября 1910 года Филипп Алексеевич Голуб, окончивший курсы счетоводов Езерского в Москве.

Эконом: с 1июля 1908 года по ноябрь 1909 года – Иов Яковлевич Дудкин, с марта 1910 года – Трофим Васильевич Сахненко.

Полевод: с 15 сентября 1909 года  по март 1910 года – Иван Демьянович Иванов, окончивший Сумскую сельскохозяйственную школу. С марта 1910 года – Петр Емельянович Бойко, окончивший ту же школу в 1909 году.

Кузнец — слесарь Андрей Онопко.

Столяр – Федор Мирошниченко.

Вся работа школы состояла из двух направлений: учебного и хозяйственного.

Классные занятия в школе начинались с октября и  продолжались до конца марта следующего года.

Занятия обычно прерывались на Рождественские каникулы, на масленицу и на первую неделю поста для говенья.

Классные занятия начинались в 8 часов утра. Каждый урок продолжался 50 мин. Между уроками перерыв в 10 мин.

Школа состояла из подготовительного класса и трех специальных.

В школе преподавались:

Общеобразовательные предметы

  1. Закон Божий
  2. Русский язык
  3. Арифметика
  4. Геометрия
  5. География
  6. История
  7. Законоведение
  8. Чистописание
  9. Пение

Естествознание

  1. Физика
  2. Химия
  3. Зоология
  4. Ботаника

Специальные предметы

  1. Земледелие
  2. Сельскохозяйственная экономия
  3. Счетоводство
  4. Животноводство
  5. Землемерие
  6. Садоводство
  7. Огородничество
  8. Лесоводство
  9. Пчеловодство

%d0%b0%d0%b3%d1%80%d0%be%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0-29

Практические занятия

Составление наряда

Общий наряд

Распределение учеников на работу производится на наряды в зимний период между 12 и 14 часами дня, в летний период вечером около 20 часов вечера.

Нарядчик (ученик III класса) составлял список предстоящих работ, распределял наличные силы учеников в «Книге нарядов» и отмечал в поименный список учеников назначенную работу. Составленный наряд объявлялся ученикам.

Зимние   практические  занятия

В течение зимнего периода с 1 октября по 1 апреля для практических занятий отводится по 3 часа ежедневно.

Практические занятия разделялись:

а) на дополнение по теоретическому курсу школы (занятия по черчению, лабораторные работы по химии, занятия по семеноведению, занятия в конторе)

б) на работы в хозяйстве школы (работы в полевом и садовом  хозяйствах, парке, на пасеке, опытном поле, мастерских, уход  за скотом, а также разные работы по усадьбе и в амбаре.

Летние практические занятия

В летний период рабочий день учеников продолжался от 9 до 11,5 часов в сутки, в зависимости  от периода времени и важности работ.

Практические занятия разделялись:

а) на научно-технические (занятия по ботанике, знакомство со флорой, определение растений и  сбор гербариев, занятия по землемерию, повторные занятия по курсу школы, экскурсии)

б) на летние работы по хозяйству школы (выполнение всех без исключения работ  по полевому, садовому,  парковому, огородному  хозяйствам, по опытному полю, скотному двору, молочной, мастерским  и по общежитию.)

Дежурства учеников

А) Дежурство по хозяйству

1) дежурный по всему хозяйству школы (составление нарядов и контроль над  их исполнением, ведение записи выполненных за день работ);

2) дежурный по саду и огороду (составление нарядов и контроль над их исполнением, ведение записи выполненных за день работ в пределах садового и огородного хозяйства);

3) дежурный по скотному двору (наблюдение за порядком кормления и уходе за рогатым скотом и свиньями, ведение записи удоев, расхода кормов и принятие участия во всех работах);

4) младший дежурный по скотному двору (подвозка кормов, чистка животных и помещений);

5) дежурный по парникам и пасеке (наблюдение за пасекой, руководство работой учеников в парниках, заведывание садовым инвентарём);

6) дежурство по огороду (контроль над уборкой урожая);

7) дежурный по току (наведение порядка со скирдами, сеном и буртами);

8) дежурный по инвентарю (выдача и приёмка инвентаря, контроль над его исправностью, сдача в ремонт в мастерские, самостоятельная мелкая починка инвентаря);

9) дежурный по молочной (наблюдение за чисткой помещения, мытьё посуды);

Дежурство по общежитию

1) дежурный по столовой (контроль над доброкачественностью отпускаемых продуктов, за чистотой приготовления пищи, раздачей пищи, за порядком в столовой и кухне);

2) дежурный по гардеробной (заведывание за ученическим бельём и одеждой, открытие и закрытие в установленные сроки спален);

3) дежурный по вешалке (наблюдение за порядком в прихожей при снятии и одевании верхней одежды, контроль за сушилкой обуви и портянок);

Постоянные наряды

1) для сада (знакомство с исполнением работ и обучение руководству ими);

2) для опытного поля (разграничение разных задач опытов и разных способов выполнения работ в зависимости от задачи поля);

3) для мастерских (обучение несложному ремонту хозяйственного инвентаря);

4) для метеорологических наблюдений (ведение записей);

Экскурсии и командировки учеников

Экскурсии

А)  Ознакомление (с производством сахара, получение отбросов, с машинами и орудиями, имеющими спрос в крестьянском хозяйстве,

%d0%b0%d0%b3%d1%80%d0%be%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0-30

%d0%b0%d0%b3%d1%80%d0%be%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0-31

Объявление  из Харьковского календаря.

с садовыми заведениями Аболтына и Перковича в Сумах).

В начале 20 века Павел Харитоненко пригласил известного в Европе латышского садовода Адольфа Адамовича Аболтына  в Сумы, чтобы городские сады и парки тоже приобретали европейский вид.

%d0%b0%d0%b3%d1%80%d0%be%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0-32

Фото из каталога садового заведения А.А. Аболтына, расположенного по улице Соборной.

%d0%b0%d0%b3%d1%80%d0%be%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0-33

Так выглядит это здание сегодня.

Сами же плантации для выращивания цветов располагались на хуторе Тополя.

%d0%b0%d0%b3%d1%80%d0%be%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0-34

%d0%b0%d0%b3%d1%80%d0%be%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0-35

Фото из каталога А.А. Аболтина

Сейчас слева от закрытого переезда, на месте которого сооружен пешеходный переходной мост,

остались остатки садоводства А.А.Аболтина. Теперь это территория  3-ей Дистанции Лесонасаждений  ЮЖД.

Читать следующую часть.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: