Пётр Прянишников.

Юрий Кочи

«Изучая личность-
Ты познаешь Историю».

В этом году исполняется 175 лет со дня рождения художника Ивана Петровича Прянишникова.

2

Иван Петрович Прянишников.

Девятнадцать его картин хранятся в Сумском художественном музее.

В с. Куяновка и с. Рогозном расположены дома-усадьбы его брата Александра Прянишникова – совладельца Куяновского сахарного завода…

Ещё один брат Ипполит Прянишников – певец и режиссёр Мариинского театра в С.Петербурге занесён в анналы «Музыкальной энциклопедии» изд. 1974 г.

К сожалению, мы мало знаем о поручике Лейб-гвардейского Гренадёрского полка Петре Прянишникове (отце Ивана, Ипполита и Александра Прянишниковых) и судим о ступенях его жизненного пути по сухим строкам сохранившегося в архиве его послужного списка. Списка, начиная с того времени, когда его Гренадерский полк 26 декабря 1825 г. вывели на Сенатскую площадь Петербурга.

Думаю, двадцатидвухлетний поручик, наверняка, толком не знал, чем кончится для него эта благородная затея. «Затея», которую историки потом назовут «Восстанием декабристов»? начиналась с убийства Каховским славного героя Альпийского похода генерала от инфантерии Милорадовича, выстрелами картечью по бунтовщикам и кончилась виселицей для                                        пятерых заговорщиков, ссылкой в Сибирь на каторгу и на поселение 121-го участника (в основном, офицеров). Остальных разослали по военным гарнизонам, большинство из которых попали в «горячие точки» и на Кавказ, где сосланные, верной службой императору должны были искупить свой «грех» перед ним и Отечеством.

Семь лег, проведенных на Кавказе, для Петра Прянишникова прошли вполне благополучно. Он выжил. Искупил свой «грех» и в чине штабс-капитана в 1832 году был уволен со службы.

 

Сыновья Петра Прянишникова

Все трое сыновей Петра Прянишникова прожили весьма полнокровную, интересную жизнь и каждый из них достоин, чтобы о нем написали памятные строки. Это был век ХIX-й. Время русского ренессанса в Поэзии, Живописи, Культуре, Писательском деле. Век Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чайковского, Шишкина, Репина, Айвазовского, Брюллова, а также десятков и сотен других неназванных знаменитостей и блестящих имен. И была это не тонкая прослойка мыслящей русской интеллигенции, а многочисленная когорта талантливых людей — выходцев не только из дворян и разночинцев, но и свободных людей, сбросивших ярмо крепостного права после реформ Александра 11 в 1861 г.

 

Прянишников Иван Петрович

Иван Петрович Прянишников (1.05.1841 — 4.04.1909) — старший из сыновей Петра Прянишникова. Родился в Гродно в тот период, когда отец состоял там начальником Гродненской таможни. Ещё будучи в юношеском возрасте приобщился к живописи, которая осталась до конца жизни всепоглощающей страстью.

«С 1870 г. жил и работал за границей. Художественное образование получил в Римской академии Св.Луки. Писал картины на батальную тематику. В 1860-е годы для церкви Иоанна Воина в Куяновке написал иконы «Святая Елизавета» и «Св. Андрей Первозванный».

В музее Ментона (департамент Французские Альпы) хранятся картины и гравюры Прянишникова на темы православия, а также бюст художника (бронзовая копия работы скульптора Л. Бернштама имеется в Сумском художественном музее) (Статья Н.С.Юрченко «Забытые имена» за 1998 г.).

В «Большом иллюстрированном словаре русского языка» знаменитого В.И. Даля (изд. «Астрель» и «Хранитель» за 2007 г.) среди 1500 иллюстраций знаменитых художников имеются несколько работ И. Прянишникова (Илларион и Иван Прянишников — это не родственники, а просто однофамильцы, писали картины различной жанровой тематики).

***

3-a

Прянишников Иван Петрович. Картина «Гвардейский ротмистр (улан) для словаря В.И.Даля, прообразом для которой послужил Илья Дмитриевич Траскин.

Одна из картин «Гвардейский ротмистр» (улан) в разделе «Р», предположительно написана Иваном Прянишниковым со своего соседа (в дальнейшем родственника) по Куяновской усадьбе Ильи Дмитриевича Траскина, который был ротмистром, служил в гвардейском уланском полку и присутствовал на свадьбе его брата Александра в с. Куяновка. (Воспоминания Елизаветы Ипполитовны Новиковой, урожд. Капнист).

Действительно, так случилось, что Иван Петрович больший отрезок своей жизни прожил за границей, путешествуя по Италии, Швейцарии, Франции и другим странам Европы. В России он бывал редко, иногда приезжая в гости к своим братьям Ипполиту в С.-Петербург или в Харьковскую губернию к Александру (Куяновка, Рогозное), а также к сестре Анне Петровне, которая, судя по письмам, носила фамилию Гришенко и проживала в г. Харькове.

«С 1896 г. Иван Прянишников в Россию больше никогда не возвращался и жил в то время в Провансе. Там он и скончался 4 апреля 1909 г. По завещанию Ивана Петровича часть картин должна была поступить в музей в г. Арле в Провансе, но временно перевезенные в Россию, картины невольно в ней остались после 17-го года. Этим можно объяснить большое количество его картин (вместе с коллекцией картин, подаренных брату Александру) хранившихся у Прянишниковых в Куяновке, Рогозном и Гребениковке.

В «смутное время» часть картин, очевидно, была разграблена, а часть поступила в Сумской художественный музей» (Н.В. Траскин — внучатый племянник Ильи Дмитриевича Траскина, хранитель семейного архива Траскиных-Прянишниковых).

 

***

Из записок Александра Прянишникова о брате И.Прянишникове: «… Во Флоренции он сближается с Л И Мечниковым (братом Ильи Ильича) и Бакуниным, с которым живет в одной квартире. Сорок лет после того он показывал во Флоренции на два окна одного большого дома, говоря: «Комната за этими окнами знаменита, в ней зародилась первая идея рабочего «Интернационала» и положено было ему основание».

Это была собственная комната Ивана Петровича той квартиры, в которой жили вышеназванные друзья. Из этой дружбы, однако, не следует заключить, что Иван Петрович был революционером. Будучи свободолюбивым юношей — революционером он не был никогда…

 

***

Лев Ильич Мечников — географ, социолог, революционер-анархист и публицист, а его брат Илья Ильич Мечников (1845-1916) — биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, иммунологии, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

А рядом еще одна блестящая личность — знаменитый теоретик анархизма — Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) — ровесник М.Ю. Лермонтова (1814-1841) и Т.Г.Шевченко (1814-1861). Ряд таких выдающихся имен. Видно, год 1814 был какой-то знаменательный…

 

***

Еще несколько строк о М.А. Бакунине: «революционер-анархист, идеолог революционного народничества. С 1840 г. за границей. Участник революции 1848-49 гг. — Париж, Дрезден, Прага. В 1851 выдан австрийскими властями России, заключен в Петропавловскую, затем в Шлиссельбургскую крепость, с 1857 — в сибирской ссылке. В 1861 г. бежал за границу. С 1864 г. — член I Интернационала («Советский энциклопедический словарь», 1987 г.).

 

***

Сочувствовал ли им тогда Иван Прянишников, живя во Флоренции в одной квартире с Бакуниным и Львом Мечниковым, разделял ли их взгляды на проблемы Революции и Анархии, или просто, будучи вольным художником, распивал с ними чаи, внимая их красивым речам, нам неизвестно. Однако невольно приходит на ум, высказанная однажды Бисмарком и не утратившая свою актуальность фраза, что почти всегда «революцию планируют романтики, подготавливают и осуществляют прагматики, а результатами пользуются мерзавцы».

 

***

Несколько штрихов к портрету Ивана Петровича Прянишникова. Вот что пишет Александр Петрович: «В Италии (1862-1867) он близко сходится с художником Николаем Николаевичем Ге и позирует ему для фигуры апостола Иоанна-Богослова, стоящего в ногах Иисуса Христа в знаменитой картине «Тайная вечеря» (Вероятно, «Последняя вечеря» Прим. Ю.К.).

 

***

4-a

Иван Петрович Прянишников.

В Италии он исполнил на заказ два больших образа Св. Андрея Первозванного и Св. Елизаветы для церкви села Куяновка Сумского уезда, в которой они находятся, вероятно, и до сей поры.

В Италии же Иван Петрович выработал себе голос, у него был очень приятный тенор (Прим. Траскина Н.В).

 

***

«Это было время одновременной жизни в Париже (1880-е-1890-е годы) целого ряда русских известных художников с Боголюбовым (Боголюбов Ал. Петр. (1826-1896) русский живописец, передвижник. Поэтические пленэрные пейзажи (Устье Невы, 1872), сцены морских сражений (Советский энциклопедический справочник, 1987 г.) во главе: Лемана, Харламова, Романа, Похитонова, скульпторов Антокольского, Бернштама и многих других.

Тогда же Иван Петрович позирует К. Маковскому для его известной картины «Поцелуйный обряд» (1895г., на сюжет повести А.К.Толстого «Князь Серебряный», холст, масло, 330×500 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, в которой статный рыжебородый опричник, лихо закручивающий ус, — точный портрет Ивана Петровича и по фигуре, и по лицу. Друзья-художники делают с Ивана Петровича портреты, которые все сосредоточены в его русской коллекции. А именно:

  1. Большой портрет (в натуральную величину, масло) кисти американского художника Аlexandег «Иван Петрович за работой».
  2. Того же художника карандашный рисунок в профиль.
  3. Карандашный рисунок с тушью Харламова или Романа, профиль, за работой, в шапочке саlotte.
  4. Миниатюрный портрет (масло) кисти Похитонова.

К этому же времени относится карикатурное изображение на тарелке кисти Харламова Ивана Петровича с женой и его собакой Карсом, шествующих по Аvenue Frochot в Париже, на которой жил одно время Иван Петрович.

… Интересно было его участие в международном конкурсе, учрежденном в Австралии, на тему из жизни негров. Иван Петрович представил три юмористические сцены в «blane et noir» и получил первую премию. Эти картины находились в русской коллекции, как и две палитры, которыми он пользовался всю свою жизнь; кисти же, мольберты и прочее перешли в собственность окрестных грабителей в январе 1918 года». (Из писем Александра Прянишникова).

 

***

И последнее: Женился Иван Петрович в 1874 году на француженке Жозефине де Герри Ланжерос Последние 22 года своей жизни проживал в городке Saintes Maries de la mer (Святая Мария – Прованс, Франция). Там же его могила и улица, названная в честь его имени.

Вот так описывает жизнь своего брата в тот период Александр Прянишников: «Постепенно Иван Петрович отдаляется от Парижа, где сохраняет небольшой «pied a Terre» и проводит

1-a

Прянишников Иван Петрович. Дорога на Авиньон. Прованс. ~ 1904 год. Фото из Сумского художественного музея.

большую часть жизни в Камарге ((Камарг — Camargue) — природный резерват во Франции, в дельте Роны, недалеко от Марселя и Авиньона. Острова, протоки, мелководья, солончаковые луга, болота. Места массовых зимовок европейских уток, гнездовья фламинго (Прим. Ю.К.)) на берегу моря. Эта дельта Роны интересна своими бесконечными пейзажами, богата охотою на водяную дичь и знаменита стадами черного рогатого скота и скорых лошадей, выводимых для провансальских боев с дикими быками и коровами. Иван Петрович сблизился с жизнью смелых сторожей тех стад и не раз принимал участие с вооруженными верховыми пастухами в доставлении «монады» (партии боевых быков) за десятки верст к месту боя — походу всегда богатому приключениями».

Именно к этому периоду относится фотография Ивана Петровича с барышней на лошади. Она датирована 1904г., когда И.П. жил в Провансе, и была направлена своим родственником в Куяновку (или знакомым в Гребениковку).

Упомянутая фотография и девятнадцать картин Прянишникова хранится в запасниках Сумского художественного музея. При желании, в Интернете можно найти картину Ивана Прянишникова «Camargue, France» — Камарга, Франция, доска, масло (5,98×16,26 дюймов) с очень близким окружающим ландшафтом.

 

Ипполит Прянишников (1847-1921)

Родился в семье управляющего Керченской таможни. Русский певец (баритон). Режиссёр, педагог, музыкальный общественный деятель. Начальное образование получил в немецкой школе в Дрездене, где с семи лет обучался игре на скрипке.

С 12 лет поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. С 1867 г. по 1871 г. служил во флоте.

В 1873-74 обучался пению в Петербургской консерватории. Музыкальное образование продолжал в Милане и Неаполе. Дебютировал на сцене Миланского театра.

С 1878-1986 гг. солист Петербургского Мариинского театра. «Голос мягкого тембра, отличавшийся идеальной ровностью регистров и искусством фразировки, а также актёрское мастерство позволяли Прянишникову создавать запоминающиеся сценические образы…»

Последние годы занимался преподавательской деятельностью – его ученики: М.К. Мравина, М.А. Славина, Е.К. Катульская, Г.А. Бакланов и др.

Умер Ипполит Петрович Прянишников 11 ноября 1921г. В Петрограде. Потомков не оставил.

Из книги «Музыкальная энциклопедия», Т 4, 1974г.

 

«Брат два»

Прянишников Александр Петрович. В книге «Сумщина в іменах», 2003г. личности А.П. Прянишникова уделено несколько строк: « … громадський діяч. Походив з дворян. Закінчив технологічний інститут (г. Харьков. Прим Ю.К.). На початку ХХ ст. – гласний повітового земства, член комітету тверезості від земства, почесний мировий суддя. Мав у Сумському повіті 254 десятини землі».

 

А.П. Прянишников (1854-1936). Место рождения неизвестно, корнет, учасник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Начинал службу вольноопределяющимся. Войну закончил в Болгарии после её освобождения. (Вспомним сражение на Шипке, взятие русскими войсками Плевны, Филипполя, Адрианополя, Сан-Стефанский мирный договор).

За участие в боевых действиях награждён двумя Георгиевскими крестами и именной шашкой.

После войны Александр Прянишников пишет рапорт и выходит в отставку. Через год женится на богатой невесте и наследнице старинного казацкого рода Куколь-Яснопольских. Поселяется в просторном двухэтажном доме, которым после смерти мужа Ивана Андреевича Куколь-Яснопольского управляет его супруга Элеонора Яковлевна Куколь-Яснопольская (урожд. Мартинсон).

Рядом в Куяновке, менее чем с полверсты от особняка И.А. Куколь-Яснопольского, расположен гораздо более скромный дом и усадьба Ильи Дм. Траскина – будущего предводителя дворян Сумского уезда и его супруги Ольги Демьяновны. Она тоже из рода Куколь-Яснопольских – параллельная ветвь по линии бабушки Елизаветы Николаевны (В замужестве Голенищева-Кутузова). Её супруг – Сергей Васильевич Голенищев-Кутузов внучатый племянник знаменитого фельдмаршала – Михаила Илларионовича.

 

Уже будучи в эмиграции в 1929 году пишет книгу «Запись того, что я помню» — «описание трудов и боёв 9-го драгунского Казанского полка в войну 1877-1878гг.»

В эмиграцию выбирался с женой и детьми из «белого» Крыма. Последние годы жизни он провёл в «Русском доме» в Ментоне (небольшой городок на юге Франции близ Ниццы.). Умер 16 февраля 1936г., похоронен на русском православном кладбище «Старый замок» в Ментоне.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: