«Подколесин» в Сумах или Театр, который начинается с лестницы

Василий Клименко

В воскресенье, 16 октября, состоялось мое первое знакомство с сумским театром драмы и комедии имени М.С.Щепкина. Должен сказать, что слово «знакомство» оказалось в тот вечер определяющим. Благодаря моим друзьям я смог познакомиться с театром и с игрой его актеров, а на сцене друзья главного героя прилагали все усилия для того, чтобы познакомить его с предполагаемой будущей супругой. В результате знакомство оказалось интересным, хотя и довольно противоречивым.

Спектакль был по пьесе Гоголя «Женитьба». Я боялся разочарования, но действо на сцене по-настоящему увлекло, и время пробежало незаметно.

Однако, прежде чем говорить о самой постановке, нужно отметить, что пролог к ней, ожидавший нас еще до входа в зрительный зал, оказался не менее замечательным и поучительным. Когда друзья предложили мне сходить в кино или театр, и я сделал выбор в пользу театра, я просто не мог предположить, что мое решение обернется такой тяжелой ношей для моих друзей….

Когда мы вошли в театр, кто-то из нас даже пошутил: «Театр начинается с вешалки». Как оказалось, это правило для моего случая не совсем подходит. Лично для меня театр по-настоящему начался с лестницы. Как оказалось, попасть в зрительный зал можно было только поднявшись на второй этаж по крутой лестнице. Нам объяснили, что театр приобрел по огромной цене какой-то лестницеход, на который, по идее, можно ставить инвалидное кресло и поднимать его вместе с седоком наверх. Но, как часто бывает, не сложилось – оказалось, большинство кресел под этот лестницеход не подходит. Как следствие, два человека должны были тащить меня вместе с креслом на второй этаж. А это не менее чем 120 кг.

Я был настолько смущен этим неожиданным приключением, что поначалу мне было трудно сосредоточиться на пьесе и ее персонажах. После пережитого в реальности сюжет поначалу показался мне надуманным, герои – игрушечными… Я как-то даже не задумывался над тем, что сюжет – от Гоголя!

Но постепенно происходившее на сцене начало складываться в некий затейливый рисунок, который просто не мог не привлечь внимание зрителя. Тем более, такого неискушенного, как я. Так как это было мое первое посещение театра, мне все было интересно: декорации, условность сценического пространства, те чувства, которые действующие лица вкладывали в свои монологи. Все казалось непривычно ярким и выпуклым. Так иногда смотришь на привычный пейзаж с нового ракурса, с места, в котором никогда раньше не был.

Декорации поразили лаконичностью. Перекошенная карета, через дверцу которой на сцену являются персонажи; кровать, на которой главный герой предается своим мечтам и страхам; огромные подушки, наполовину заполненные каким-то шуршащим материалом. При этом подушки легко превращаются в импровизированные стулья, а дырявое покрывало с кровати вдруг становится накидкой поверх парадной одежды….

Страсть Подколесина, который хочет жениться и одновременно боится этого, увлекает нас как бессмысленное движение куда-то вдаль…. И когда появляются другие женихи, они воспринимаются как препятствие…. Они подобны шуму, помехам, заглушающим звучание главной темы.

Но постепенно выясняется, что у каждого – свои планы и мечты…. А ближе к концу пьесы, когда все женихи отважены, когда главный герой готовится к свадьбе, но в последний момент выпрыгивает из окна, чтобы избежать этой участи – вдруг оказывается, что каждый бесконечно одинок в своих мечтах и планах….

Не знаю, может быть, это не совсем по Гоголю, может быть, задумка режиссера была иной…. Но именно так я «прочитал» постановку в тот день.

И еще подумалось: к счастью, в жизни далеко не все и не всегда происходит «как в театре». В жизни друзья помогают мне осуществить мои мечты.

После спектакля нам еще предстояло спуститься на первый этаж. На этот раз меня в моем кресле несли четыре человека. К этому делу пришлось подключиться даже одному из актеров. Большое всем за это спасибо!

В целом, мое знакомство с театром можно было бы считать удачным – если бы не лестница….

Добавить комментарий

