Прогулка по старой Риге или дневник моих встреч

riga_latviya_0000045Маргарита Сергиенко

Мне всегда везёт с путешествиями. В 90-х годах я регулярно ездила летом и на Новый год в Ригу. Я так привыкла к этим поездкам, что не могла представить себе год без этого особенного города.

Вот уже билет куплен, рюкзак сложен, поезд Харьков — Рига. Сутки в дороге. Если поезд был рижский – это был рай. Спокойные стюардессы с улыбкой предлагают чай, чисто, опрятно, особенно в туалетах.

Чем ближе к Риге, тем больше меняются пейзажи. Меньше приставучих тёток с ягодами, пирожками, молоком. Если в купе ехали рижане, и, вообще, прибалты, то тихая беседа, улыбки и некоторая отчужденность. Вот уже Даугава и три павильона, похожие на торговые строения. Подъезжаем к вокзалу. В зале тихо, народу мало, никто не сидит на узлах, много молодых людей в формах и каскетках.
Меня всегда встречают мои дорогие Лариса и Алик.

43138cea7ab140fd8c0eaf642824c909-1_994ba20eda155806df3749aae4de85daЯ погружаюсь на месяц в тишину, чужой язык, вежливость и теплые дожди почти каждый день. Если выходить из дому, то смотри на градусник – надевай кофту и бери зонтик. Но частенько бывают солнечные дни. Я ездила на взморье. На пляже можно лежать на песке. Солнце нагревает один бок, второй накрыт кофтой. Вода холодная.

Рига, которую я полюбила – это маленькая часть столичного города, то есть, старый город со средневековыми зданиями и католическими храмами. Все это умещалось в две улицы над водными просторами Даугавы.
Рига неповторима и своеобразна.

42240094-208x208Вокруг ядра города — река и полукольцо бульваров и каналов. Это старая Рига.
Я любовалась готикой и классическими особняками. Но моё сердце с Ригой эпохи модерна.

Я не знаю, почему я влюблена в модерн. Наверное, я вся такая неспокойная, мятежная, разная. Одним словом эклектичная.

Модерн Риги весь в декоре – стилизованные растения, лианы, водоросли. Особенно буржуазные дома…. Но это уже не модерн а Древний Рим, барокко, классицизм, неоготика и необарокко. Часто дома оберегают рыцари, драконы, огромные лики.

jugend_00Мне нравились угловые доходные дома с разнообразными башнями, мезонинами. Тут работали архитекторы ван де Вельде и Эйзенштейн. Очень много строил латышский еврей Михаил Эйзенштейн, отец 0_766dd_8eaa0616_xlнашего знаменитого кинорежиссера. Он построил в Риге 18 каменных доходных домов.

Дома Эйзенштейна сразу начали критиковать. «Жаль всего района, жаль истраченной работы и материала». Его дома отличались богатым, чрезвычайно экспрессивным и чрезмерно post-26818-0-08456700-1352978806_thumbорнаментальным декором. Строили их в XX веке.

Когда мы бродили по улице Фриче Гайля, к нам пристали моряки, предлагая деньги и отель. Мы так испугались, что быстро побежали домой, благо близко была наша улица.

Но мы с Ларисой все равно часто гуляли по улице Фриче riga_latviya_0000047Гайля. Это пиршество архитектуры – дома покрыты лианами, по ним скачут белки, выглядывают олени, вороны, собаки…. Это уже немецкий модерн.

Постепенно мне открывалось – за расписными, разукрашенными фасадами скрываются квартиры без комфорта и гигиены.

Это участь доходных домов: линия парадных покоев в фасадной части, а спальни, кухни, и комнаты прислуги смотрят во двор.

Затмить архитектуру могли только кафе. Их масса больших и крошечных, темных с 4 столиками.

Денег было в обрез, но я упивалась кофе, иногда брала печенье или сушку. Я не знаю, как я выжила.

Особенность Риги: с незнакомцами в разговоры не вступают, никто ни к кому не пристаёт – все одиноки, самостоятельны. Ну, прямо герои Хемингуэя, Сэлинджера и Ремарка. Женщины некрасивые, какие-то серенькие и одеты в серенькое.
В то время, в 90-е, сильно пили. Ко мне обычно привязывались. А в Риге я свободно разгуливала по улицам, и никто ко мне не приставал – даже обидно!

Рига была сытым городом по сравнению с Украиной. Магазины полны, знаменитые трикотажные изделия от известной фабрики. Но мало кто покупает.
Зарплаты почти не платят.
Мы жили возле порта. Тишина, подъемные краны задрали головы к небу и ждут работы. Иногда в порт заходили иностранные пароходы. Мы с Сашкой ходили смотреть. Однажды уволокли с корабля Евангелие. Тогда купить Евангелие было невозможно. Мы страшно боялись и бежали до самого дома. Дома нам объяснили, что это было выставлено для посетителей.

1431704270_20150515183750Рига была для нас как заграница — убивала вежливость, полные магазины, тишина. Особенно удивляли троллейбусы. Когда все сидения были заполнены, никто не входил, ждали следующего.

Я не задумывалась особенно: везде были заброшенные стройки, но в магазинах можно было купить кофемолку, электрочайник, отличный свитер — только по талонам. Мне помогла за мзду купить кофемолку какая-то бедная рижанка.

Я ездила в Ригу годами, и в ней ничего не менялось. Но уже народ шевелился. Были демонстрации на площади Ленина – за независимость Латвии. Я тоже «поучаствовала». Алик принёс после работы газету, где я, подняв кулак, стояла в толпе. Надо же!
Однажды мы попали в настоящий шторм на Даугаве. Поднялся сильный ветер с моря и залил катер, кокпит и всех пассажиров. Это было единственное приключение в Риге.

По воскресеньям ездили на электричке в лес за голубикой и черникой. Есть смешная фотография – Алик сидит на пеньке, читает «Литературную газету» и присматривает за тем, чтобы я, на четвереньках собирая чернику, случайно не перешла границу.

Рижский художественный музей не потряс меня. Латышские одинаковые художники – приличные пейзажи в сдержанных тонах, портреты бюргеров, затем советская, как везде в СССР, живопись.

Интересный музей деревенской архитектуры, резьба по дереву. Недалеко от Риги.
Каждый раз, приезжая в Ригу, я чувствовала себя в европейском, морском городе — постоянная немецкая чистота мощеных брусчаткой уличек, плотный солёный ветер с Даугавы или моря, дети и туристы, гуляющие, несмотря на дождь. И по-особому лаково блестящая брусчатка под моросящим дождём.

Мне так хотелось попасть в рижский старинный дом, стиснутый с обеих сторон островерхими домами по три окошка на каждом этаже. Позже я узнала, что дома более чем в 3 окна облагались налогом.

Однажды я осмелилась проникнуть в один дом в 5 этажей возле Домского собора. Я еле одолела крутую лестницу. На каждой площадке – одна квартира. Спускаясь осторожно, я обнаружила у входа – туалет! Один на всех. Старая Рига была похожа на старого немецкого рыцаря.

Прощай Рига, теперь ты совсем в другой стране.

Метки:

Добавить комментарий

