Странные размышления после не совсем обычной экскурсии

Василий Клименко

экскурсияВечером 24 августа, в День независимости  Украины, на Троицкой улице состоялось событие, которое лишний раз подтверждает простую истину: история у каждого своя. Бывают моменты, когда Прошлое приглашает нас погрузиться в самые романтические, самые таинственные свои лабиринты. Конечно, рано или поздно приходится возвращаться и заново ступать на твердую почву современности. Но, быть может, именно благодаря романтике таких путешествий мы можем по-новому посмотреть на себя самих, наших ближних и мир вокруг себя.

Но обо всем по порядку. Когда я прочитал на фейсбуке анонс театрализованной экскурсии по улице Троицкой, я был заинтригован. На мой взгляд, в такого рода попытках «оживить прошлое» всегда есть элемент риска. Нужно очень постараться и сделать так, чтобы зрители не только узнали новые факты, но и почувствовали само дыхание истории. Кроме того, подобный рассказ о прошлом может быть либо продолжением известной традиции, либо возрождением чего-то давно забытого и облечением его в новую, еще небывалую форму. Второе, как правило, намного интересней, чем первое.

В данном конкретном случае интрига для меня заключалась еще и в следующем: отправляясь на экскурсию, я думал о том, смогу ли я узнать нечто новое после двух замечательных книг Маргариты Сергиенко, посвященных  истории нашей улицы. Ее «Прогулки с дилетантом» вполне могли бы служить самым надежным путеводителем для подобного погружения в прошлое.

Организаторами экскурсии стали Агенция промоции «Суми» и творческого объединения «Дикобраз». Нам предложили рассказ о самых знаменитых старинных зданиях Троицкой улицы, истории которых тесно переплетаются друг с другом. Одна из причин – их причастность к более глобальному сюжету под названием «Сахарное королевство Харитоненко».

По мере продвижения по Троицкой нас встречали «призраки из прошлого», поведавшие нам истории – и зданий, и свои собственные. Так мы познакомились с рабочим, строившим контору Харитоненко, католическим священником, воспитанницей          Сумского детского приюта, медсестрой из больницы св. Зинаиды, «оживить» которых помогли актеры из творческого объединения «Дикобраз». Нам открывали свою сущность такие важные составляющие всякого, даже крошечного, королевства, как Контора, Имение, Школа (Александровская гимназия), Храм (Троицкий собор), Аптека, Больница (детская больница им. св. Зинаиды).

Думаю, участники экскурсии смогли почувствовать, как все эти части прежде взаимодействовали – как детали старинного, теперь уже кажущегося странным и экзотическим, двигателя. У каждой детали был свой такт, свой неповторимый ритм жизни; но все вместе они выполняли очень важную подспудную работу, подчас незаметную для людей, живших и игравших свои роли внутри этих ритмов.

Кроме всего прочего, я был очень рад тому, что мне удалось вписаться в ритм экскурсии. Ответственность за это несет мой отец, равно как и друзья, как обычно, помогавшие мне преодолевать всевозможные препятствия. Огромная им за это от меня благодарность!

Среди множества историй, рассказанных в тот вечер, мне понравился один рассказ, всплывший из неопределенных глубин прошлого, как мне кажется, совсем не случайно. Это история связана c военным госпиталем, который в годы немецкой оккупации Сум в 1941-1943 годах находился в здании особняка И.А.Асмолова. История не нова: сумчанка влюбилась в раненного немецкого солдата. После того, как город освободили советские войска, она прятала немца у себя дома. Немца в конце концов нашли. Сумчанка и ее семья были репрессированы. Наверно, еще совсем недавно такую историю невозможно было бы услышать во время официальной экскурсии. Но прошлое противоречиво, и очень часто нам не хватает способности видеть человеческие лица по обе стороны баррикад – вопреки всему.

И еше: нас долгие годы учили тому, что историю надо помнить. Но как помнить то, что на наших глазах безостановочно меняет свои очертания, каждый раз открываясь нам какой-то новой своей гранью? Увы, историю постоянно приходится вспоминать заново, воскрешать, восстанавливать в сознании ее цельный образ. Вспоминать судьбы народов и их правителей, войны и периоды процветания, которым, увы, не дано длиться вечно. И самое главное – вспоминать конкретные противоречивые судьбы отдельных  людей – особенно те, которые никак не укладываются в слишком узкие рамки господствующих идеологий, пытающихся подчинить историю своим примитивным схемам.

Мне понравился рассказ самочинного католического священника, назвавшегося отцом Иоанном. Он прозвучал очень патетично и убедительно. И только потом мне сказали, что рассказ неточен, а самого отца Иоанна не было в истории Харьковской епархии. Но так ли уж это важно? Как мне кажется, случилось именно то, что было заложено в самом замысле такой «театрализованной» экскурсии – появился дух, обобщающий конкретные судьбы людей, как бы витающий над ними.

Впрочем, боюсь, после такой экскурсии ее организаторам надо будет запастись щитами и специальными шлемами для безопасности. Ибо им волей-неволей придется отбивать атаки маститых краеведов, которые не поленятся найти приличное количество всевозможных ошибок.

Я тоже мог бы добавить кое-что от себя. Не берусь судить о точности приведенных фактов, дат и имен собственных. Для меня гораздо важнее неточности в области языка. Когда «дух из прошлого» рассказывает историю о раненом немце, а потом произносит стандартную фразу «немецко-фашисткие захватчики», то в данном конкретном случае это немного режет слух. При всей правильности последней фразы, рассказанная история заметно теряет в своей полновесности.

Как бы то ни было, несмотря на все названные и еще не названные недостатки, описанная выше экскурсия по Троицкой улице явно удалась. Хочется пожелать всем самочинным призракам, равно как и людям, благодаря которым они ожили перед нами во время театрализованного путешествия по Троицкой, дальнейших всевозможных успехов!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: