Пантелеймоновский монастырь

Юрий Кочи 

Год 2005–й. В сумском Спасо–Преображенском соборе были выставлены часть мощей Святого Великомученика Пантелеймона, хранящихся в Одесском Свято–Пантелеймоновском мужском монастыре…

***

Святой Пантелеимон с житием, начало XIII века (единственная житийная икона святого Пантелеимона византийского времени)

А теперь немного истории… Великомученик Пантелеймон  родился в Никомедии (Малая Азия) и учился искусству врачевания у знаменитого  целителя Ефросиана. Приняв крещение, стал исцелять больных именем Христа. Врачебная деятельность и успехи Пантелеймона вызвали зависть. По доносу врач–христианин был схвачен и подвергнут страшным истязаниям. За отказ отречься от веры в 305 году по указу императора Максимилиана Пантелеймон был казнен. Позднее, после торжества христианства, причислен к лику святых. С его именем связана вера врачей–христиан в успех проводимого курса лечения. Верующие призывают Пантелеймона в момент освящения воды, в минуты, когда молятся за немощного или потерявшего покой и сон.

 

***

Одесса… и почему Одесса? Все дело в относительной близости города к Черному морю и Святым Местам близ греческого Афона и расположенного там Пантелеймоновского монастыря.

Целителя Пантелеймона всегда почитали в Одессе. С середины ХІХ века и до времен революции 1917 года святой Пантелеймон считался патроном железнодорожной станции Одесса–Товарная, служащие которой собирали немалые деньги на покупки икон и серебряных подсвечников.

Афонское Пантелеймоновское подворье, основанное в 1876 году рядом с вокзалом, стало самым удобным местом для встреч приезжающих паломников и проводов их в плавание к Святой Земле (Одесса–Босфор–Мраморное море–Дарданеллы–остров Монт–Атос на Эгейском море, Пантелеймоновский монастырь и гора Афон).

 

***

Слава о Пантелеймоновском подворье разнеслась по всей России. Паломникам (от слова «пальма». Возвращаясь из Иерусалима, в руках они несли пальмовую ветвь) после прибытия в Одессу, порой, приходилось ждать отправки морем по несколько месяцев. Небольшое здание подворья не могло вместить всех желающих.

Монастырь святого Пантелеимона на Афоне

Монастырь святого Пантелеимона на Афоне

Своего пика паломничество русских в Афон, Константинополь (Стамбул) и Иерусалим достигло в конце ХІХ века. Благодаря пожертвованиям одесских граждан Пантелеймоновское подворье продолжало разрастаться. Так, владелец крупнейшего в те времена на юге России канатного завода Яков Александрович Новиков подарил церковной гостинице свой участок земли со следующей дарственной надписью: «Для устройства церкви и служб, в которых начальствующим монастыря встретится подобность в видах доставления паломников, путешествующих к Святым Местам, приюта и душевного упокоения…»

В 1895 году на средства Афонского Пантелеймоновского монастыря, в Одессе, опять–таки, на землях подворья, был заложен большой храм.

9 Мая 1893 года «Одесский вестник» сообщал: «Все сооружения строятся таким образом, чтобы два нижних этажа по фасаду были заняты жилыми помещениями, церковь расположится над жильем, будет высока и в состоянии вместить до 5000 богомольцев».

Святой Пантелеимон с житием, начало XIII века (единственная житийная икона святого Пантелеимона византийского времени)

Была попытка выстроить собственный корабль для перевозки паломников. Однако благородные деяния были прерваны начавшейся Первой мировой войной.

Паломничество стоило немалых денег. Богатые добирались в святые места за свой счет, бедным помогали верующие всем миром, собирая на дорогу и пропитание. Большие благотворительные суммы вносили известные российские меценаты и царствующий дом Романовых.

Хождение «за тридевять земель» становилось для богомольцев ярчайшим событием всей жизни.

Паломник из глубинки становился для односельчан источником знаний о мире. Он множество раз повторял рассказы обо всех перипетиях своего пути, о храмах, чудесах и молениях.

***

Судьба русских монастырей на святом Афоне, в том числе и св. Пантелеймона сложилась трагично. В монастырских гостиницах после Гражданской войны разместились не богомольцы, а более 20 тысяч солдат и офицеров армии Врангеля, эвакуировавшихся из Крыма. Они привезли и оставили на хранение в обителях бесценные сокровища: иконы, книги, древние рукописи. Афон стал пересыльным пунктом для тысяч русских людей. Отсюда отправлялись они во Францию, в страны Латинской Америки и даже в Австралию. Последней нитью, связывающей многих из этих людей с Родиной, была память о Пантелеймоновском монастыре…

Затем реальная связь обители св. Пантелеймона с Россией оборвалась. Оставшиеся русские монахи доживали свой век, некоторые уходили в другие монастыри. Обитель захирела, число монахов сократилось до минимума. Многие книжные сокровища пропали. Русские скиты, насчитывавшие до революции тысячи монахов, пришли в совершеннейший упадок, когда вымерли или ушли из них последние насельники…

***

На полуострове Монт–Атос (где находится гора Афон) расположено 20 монастырей: болгарских, русских, сербских, греческих. Впервые полуостров упомянут еще в дохристианской истории. Решив создать укрепленную базу на территории Греции, персидский царь Ксеркс дал указание перерезать полуостров каналом, чтобы превратить землю в неприступную твердыню. Канал был прорыт в 483 году до н.э.

Святой Пантелеимон с житием, начало XIII века (единственная житийная икона святого Пантелеимона византийского времени)

Впрочем, подобная фортификация не помогла персидскому властелину овладеть Элладой.

Греки самоотверженно боролись за свою свободу, и полуостров, освобожденный от персов, стал для них священным местом. На Афоне в одном из храмов находилась статуя Зевса Фракийского, на поклонение к которой за советами храмового оракула прибывали люди со всех концов известной тогда ойкумены (греч. – населенный мир).

Вот тогда и зародилось паломничество. Первый христианский монастырь был построен на Афоне в 968 году (всего лишь 20 лет до принятия христианства на Руси) отшельником Афанасием. Он носил имя святого Лавра.

Активное строительство велось здесь с 970 по 13 85 годы, когда были заложены и построены все 20 монастырей. Последним возвели монастырь святого Дионисия.

Еще во времена Киевской Руси, в 1080 году, появился первый русский монастырь.

Сегодня монашеский Афон – это целая религиозная республика, подчиненная духовной власти кинота – монашеского совета полуострова. Как и в прошлом, законы, регулирующие жизнь монашеской республики, достаточно своеобразны и суровы. Долгие столетия сюда не ступала женская нога. Недавно одна из журналисток, переодевшись мужчиной, прибыла на Афон, однако была разоблачена и судима.

Даже животные на полуострове – только мужского пола. Основную тяжелую работу выполняют мулы. Афонские легенды гласят о том, что и птицы предпочитают продолжать свой род за пределами священной горы.

***

Один из одесских иерархов церкви – архиепископ Никанор пишет: «Святой Афон учит мир православный своей живой верой, своими подвигами, своей непрестанной молитвой. Всякий монастырь на Афоне – это свеча, горящая перед Богом, чистейшим пламенем молитвы, подвижничества и духовной чистоты, а вся гора Афон, с сонмом святых храмов и обителей являет в себе на земле отражение небесного свода с его мириадами светил, являя в себе один слитый, немеркнущий в продолжении веков и тысячелетий для всего христианского мира Светоч».

***

Одним из самых известных паломников и схимников Сумщины был наш земляк из с. Луциковка Белопольского района Александр Ксавериевич Булатович (1870–1919) – выдающийся географ путешественник, исследователь Эфиопии (Абиссиния), богослов и дипломат.

Из книги «Сумщина в іменах»: «За благословенням великого святого Івана Кронштадського поїхав (1907) на Афон, де цілком присвячує життя Богові, прийнявши постриг та священний сан. Опублікував кілька богословських книг. Став засновником філософії Імені в Росії».

Село Луциковка территориально входило в Сумской уезд, а Булатович, выходец из дворянской семьи, наверняка, общался с предводителем дворянства Сумского уезда Ильей Дмитриевичем Траскиным. (Мать – Капнист Иделаида Ильинична). Имение Траскиных в с. Куяновка располагалось в тридцати верстах от Луциковки.

***

С началом Первой мировой войны 5 октября 1914 года священник Булатович отправляется на фронт в качестве пастора и боевого командира. При наступлении противника – не раз поднимал в атаку своих солдат. Дважды был представлен к награде.

В 1917 году он обосновался в Покровском монастыре (Москва, С–Петербург).

Жизнь выдающегося путешественника–схимника закончилась трагически: в 1919 году, навестив свой родной дом в Луциковке, был убит грабителями в своей келье. (Есть и другая версия его смерти: «Отец Антоний (А.Булатович) был убит бандитами в ночь с 5 на 6 декабря 1919 года, защищая от ограбления неизвестную женщину…»

3 августа 2016 г.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: