Два золота, бронза и серебро или четыре Олимпиады Владимира Голубничего

Юрий Кочи

К юбилею великого Олимпийца

1971- 1973гг. ГДР, город Хайесверда— это 60 км. на северо-восток от Дрездена. Я в этот период работал по контракту шеф-инженером на гигантском газовом комбинате «Шварце Пумпе»
В 1972 году в Мюнхене проходили олимпийские игры. После того, как наш тяжеловес-штангист Алексеев одержал победу над «белой» надеждой немцев — Манго из ГДР, еще одним приятным известием стала победа сумчанина Александра Шапоренко. Я не раз видел его весной, летом и холодной осенью, пока не замерзал Псел, размашисто плывущего по реке в одноместной байдарке. На то время он уже имел ранг чемпиона Европы, мира и Олимпийских игр. В Мюнхене он завоевал свою вторую Олимпийскую медаль.

голубничийй-a

На фото: Стадион «Спартак». В.Голубничий вручает грамоты и призы своим воспитанникам – Анатолию Козлову и Вадиму Кочи.

1983 г.


Когда начались Олимпийские игры я, естественно внимательно следил за немецкой прессой и телевидением. Мне, как сумчанину, было интересно узнать как выступит еще один наш земляк – Владимир Голубничий. Он уже был живой легендой советского спорта, выдающимся и феноменальным ходоком на дистанцию 20 км. В Риме в 1960 году на своей первой Олимпиаде он сразу стал героем и знаменитостью. Затем бронза в Токио. Вновь потрясающий взлёт в Мехико (1968г). И после Мехико многие подумали, что Голубничий себя исчерпал.
И вот Мюнхен, 1972 год, четвертая Олимпиада сумчанина – все с нетерпением следят за выступлением 36-летнего легкоатлета. Дистанция в 20 км. Для спортивной ходьбы считалась почти спринтерской и требовала от спортсмена скорости и большой выносливости.
Впервые воочию я увидел Голубничего на его «коронной» дистанции в 1963 году на Спартакиаде Украины в Киеве, тогда он выступал за Сумы. Как и положено чемпиону, на финишную прямую Центрального стадиона он пришел первым. Но это были дела давно минувших дней.
Немцы, с которыми мне приходилось ежедневно сталкиваться, естественно болеют за своих земляков, из ГДР или с ФРГ – для них нет никакой разницы и границы. Границу провели и придумали политики. В этом я убеждался неоднократно.
Главным соперником Голубничего на Мюнхенской Олимпиаде считался Бернт Канненберг – немец из ФРГ.
Вопрос тогда стоял, так же как и с Алексеевым; кто победит? Опыт или молодость. И хотя у Голубничего железные нервы и он привык выступать на чужих стадионах, но у Канненберга за плечами свой стадион и свое поле – огромный дополнительный стимул, он действует как сильнодействующий наркотик.
За два дня до старта ко мне в кабинет на комбинате «Шварце Пумпе» заглянул курчавый весельчак Ренерт, бригадир монтажной фирмы «РУА Халле», который монтировал наши насосы. Речь зашла об Олимпиаде. Невольно стал вопрос, кому вскоре достанется Олимпийская медаль на дистанции 20км. Для меня не было сомнений — Владимиру Голубничему.
Но немцы, в том числе неутомимый Реннарт, естественно отдавали предпочтение Канненбергу.
В конце концов, он предложил поспорить на дюжину бутылок пива. Я согласился, уверенный в победе своего земляка-сумчанина, понимая, что в спорте возможно всё, тем более вспомнил рассказ Голубничего, как тяжело ему пришлось на дистанции в Токио. И как тяжело ему досталась бронза.
Через два дня по телевизору показали победный финиш Канненберга. Володя стал вторым, завоевав безусловно почётное серебро…. Но мы так хотели, чтобы он стал первым….
Это была его четвёртая Олимпийская медаль. Второе место—это не проигрыш, а скорее победа. Победа над временем. Над собой. А разве желанное серебро — это не победа, когда ты живёшь в огромном многомиллиардном мире людей, миллионов спортсменов и тысяч спортсменов-ходоков которые тоже стремятся стать чемпионами?
В конечном счёте, я проиграл Реннерту и выставил дюжину бутылок пива «Hell bier» — светлого немецкого пива отменного качества. Мы сели у стола в круг и с наслаждением стали пить пиво. Ощущая на своих губах солёную горечь спортивных побед и поражений.
Прошло два года моего пребывания в ГДР. Я вернулся домой. Продолжал работать на заводе. Но, кроме того, я был спортсмен и мои мысли часто обращались к личности В.Голубничего. Тем более, что волей-неволей мне часто приходилось видеть его на улице, в парке, или на стадионе.
Мы, сумчане, гордимся только тем, что живём рядом с ним, дышим одним воздухом, топчем одну и ту же тернистую тропу.
Но однажды я увидел Голубничего – приветливого, дружелюбного, беседующего с Колей Мариничем. Коля – мой армейский товарищ, перед армией он закончил пединститут и тоже был фанатом спорта. Занимался десятиборьем.
На какой-то момент я позавидовал Коле – ведь мне иногда так хотелось поговорить и пообщаться с великим спортсменом, который всегда держался просто, душевно, без зазнайства и высокомерия.
Когда они распрощались, и Голубничий зашагал дальше по дамбе в сторону Басов, я рассказал ему о своём « проигрыше» в Германии. И попросил содействования, чтобы получить автограф В.Голубничего. Он выполнил своё обещание, и я получил долгожданный автограф на книге из цикла «Герои Олимпийских игр» посвященной Владимиру Голубничему.
«И в жизни, и на ковре надо бороться».
Юрию Кочи От «неоправдавшего надежд и втянувшего в расходы» с большым уважением В. Голубничий 27 V11 1979г.

****
Я не считаю себя собирателем автографов, но эта небольшая книжечка со словами В. Голубничего стала бесценным сувениром, семейной реликвией.

PS. Хотелось бы, чтобы сумчане воздвигли при жизни памятник прославленному легкоатлету, как это сделали финны, своему Олимпийскому чемпиону Пааво Нурми.
Юрий Кочи. Сумы.

Опубликовано в газете «Ярмарок» от 15 июня 2006 года.

От редакции: с момента первой публикации данного материала прошло ровно десять лет. И мы рады сообщить, что  пожелание, высказанное автором статьи, воплотилось в жизнь. В нашем городе появилась контактная фигура «Олимпиец», прототипом для которой стал двукратный чемпион Олимпийских игр Владимир Голубничий.  Для ее изготовления была использована часть материала демонтированного памятника Ленину.

Добавить комментарий

