Реальность Ирины Проценко или Заблудившиеся во времени

Проценко_выставкаВасилий Клименко

Так иногда бывает – главное удается увидеть и оценить почти в самый последний момент. 13 мая я наконец-то посетил выставку «Мифы и реальность Ирины Проценко» — за два дня до ее закрытия. И увиденное мной показалось мне вполне соответствующим состоянию природы в мае —  капризному непостоянству погоды и, в то же время, обилию солнечного света, заливающего все вокруг и готового стать фоном для самых разных сюжетов. Рискну предположить, что именно такое непостоянство, разнообразие настроений и входило в замысел автора, ибо оно как нельзя лучше соответствует разнообразию движений души, запечатленных, а точнее сказать отраженных игрою света и тени на полотнах Ирины Проценко.

Большая часть картин, показанных на выставке, была знакома мне и раньше – в основном по публикациям в Интернете. Но, собранные вместе в одном зале, они создают совершенно особое впечатление. Во-первых, это, как я уже сказал, наполненность солнечным светом, от которого временами даже возникает желание зажмуриться. Во-вторых, разнообразие языков, которыми пользуется художник.

Язык состояний природы, нюансов освещения…. Поразила лунная ночь, увиденная сквозь окно с занавеской.

Язык взглядов, выражений лиц – особенно детских, открытых навстречу окружающему миру. Тому миру, в котором способны воплотиться самые невероятные фантазии…. Иногда кажется, что мальчишка, повисший вниз головой на жердине, знает о мире больше, чем все мы с нашими философскими понятиями и концепциями.

Язык человеческого тела, осанки и жестов, без которого невозможно передать диалог человеческих душ, его напряжение и динамику…. Быть может, картина «Освобождение от Инферно», герои которой сбрасывают с себя одежды как нечто случайное и ненужное – последнее откровение…. Или это только начало длинного пути?

Картины как бы рассказывают нам свои истории. Но всякий раз история оказывается недосказанной до конца, оставляя свободное место для тайны.

У Ирины Проценко есть еще язык мифов, которые звучат у нее совсем по-современному. Роль «ящика Пандоры» играет ноутбук с доступом в Интернет, а известные образы из живописи прерафаэлитов показаны как «заблудившиеся во времени».

И еще одну важную черту следует обязательно отметить:  все мастерство художника Ирины Проценко, ее умение строить композицию и передавать тончайшие оттенки светотени, направлено на отображение какого-то особо женского понимания и чувствования окружающего мира. Ее сила не в обобщении и не в витании над вершинами абстрактного, а в умении точно ухватить индивидуальные детали и нюансы психологических состояний. И все эти детали одеваются в обилие солнечного сияния, в аллегорию и миф, что, взятое вместе, и составляет неповторимую атмосферу ее живописи.

После погружения в эту атмосферу еще долгое время не хочется «выплывать» обратно, в наш будничный мир….

Реклама

One Comment to “Реальность Ирины Проценко или Заблудившиеся во времени”

  1. Как я тебе благодарна, Вася…))))) Ты так всё тонко прочитываешь. Ты и Василий Чубур — двое необыкновенных моих зрителей — поэтов…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: