Попытка взорвать одиночество или Размышления после лекции С.И.Побожия о творчестве Арнольда Бёклина

Маргарита Сергиенко

Арнольд Бёклин родился в 1827 году в Базеле, Швейцария. Получил образование в Дюссельдорфской академии художеств. Дружил с Фейербахом. В 19 лет путешествует по Швейцарии, затем едет в Брюссель, Антверпен и Париж. В 1850 году посещает Рим, где открывает для себя итальянский ренессанс. Его полотна наполняются светом, новыми красками, небом.  В 1870 году увлекается символизмом, читает Стефана Малларме.

Одиссей_и_Калипсо_1883

Одиссей и Калипсо. 1883 год

Ему близки слова: «Человек, сроднившийся с грезой». Но греза выражала у Бёклина нечто определенное – это было личное,  интимное стремление к воображению вне правил, к беспредельной свободе. Художнику нет дела до образцов и законов. Он витает за их пределами. Это была движущая сила его творчества. Символизм охватил всю Европу и, особенно, Россию, явившую поэтов, композиторов, прозаиков и художников. Это не мечтательность, это новаторское искусство – дар воображения. Это бунтарство против сухой регламентированной живописи. Символизм и символисты – уникальны, они противостояли прочности, академизму.

Битва_кентавров_1873 год

Символизм действительно уникален, потому что творец переносит свое уникальное видение на полотно, бумагу, в музыку. Это попытка взорвать одиночество Человека среди людей. Это творчество сугубо индивидуалистическое, идеалистическое восприятие и отражение мира. Бёклин говорит: «Картина должна о чем-то повествовать, побуждать и производить впечатление». Он был символистом, но стоял на классической основе. Он ловит неуловимое и помещает его в форму, выражающую нечто скрытое внутри предмета.

Арнольд_Бёклин_

Алтарь Геркулеса. 1880 год

Его античность овеяна атмосферой тайны. Его картины – фантастические видения. Но они написаны в «реальной манере».

В жизни Бёклин был одиноким человеком. Он избегал суетности жизни. Многие художники находились под влиянием Бёклина, когда обращались к темам из античности. Например, швейцарские художники Альберт Вельти, Макс Клингер, Ханс Тома, Фердинанд Келлер. Как дань преклонения перед Бёклином, Келлер пишет полотно «Могила Бёклина». Эдвард Мунк и Густав Моро восхищались им.

E0702 BOCKLIN WAF67

Пан в камышах. 1858 год

Бёклин представляет идеальную античность, где мифология овеяна атмосферой тайны. Бёклин и Клингер, его ученик, мучаются над тем, как воплотить синтез язычества и христианства. Ведь из Бёклина исходит югендстиль, сецессион, академия. Ведь Фриц Уде, Франц Штук – все они испытали влияние Бёклина или Климта.

Остров Жизни. 1888 год

«Я не верю ни в то, что осязаю, ни в то, что вижу. Верно только то, чего не вижу, но что чувствую», пишет Эдвард Мунк. Он, как и Бёклин, отбрасывает все, что является банальным реализмом. Он изображает тот ад, в котором сам заточен. Ханс Тома, встретившись с Бёклином, поражен мастером и начинает писать картины, рожденные воображением, но, в отличие от Бёклина, полные страха смерти.

Остров мертвых. 1886 год

Искусство развивается, оно не стоит на месте. От первых наивных портретов через академизм, реализм, оно приходит к новым движениям, которые отвергают эстетику, реальность, прекрасное. Кумиром является уродство, искажение, разрушение. Первыми вставшими на этот путь в Европе были швейцарцы и австрийцы. Арнольд Бёклин среди них.

А затем пришел Сезанн, который начал утешаться геометрическим анализом форм. И во всем этом виноваты кирпич и авто! Тела стали проще и изощреннее.

Фердинанд_Келлер_Могила_Беклина_1901-1902

Фердинанд Келлер. Могила Беклина. 1901-1902 гг.

А как же слова Бёклина о том, что картина должна о чём-то повествовать, побуждать зрителя к размышлениям? Может ли подобным образом думать вычислительная машина, мигающая огоньками? Должен ли человек стоять перед картиной, как робот, и раздумывать, соответствует ли она необходимым параметрам под №73\98? Ведь за картиной есть тайна. А перед или за вычислительной машиной что есть?

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: