Сумская семья Смирновых и история моды 1900-1950-х годов. Часть первая

Юлия Лесина

Анна Смирнова( у себя дома)

Анна Смирнова (у себя дома)

Если перефразировать известное выражение, то можно сказать, что все «краеведческие» дороги Сум ведут в Кадетский корпус. И можно смело утверждать, что с открытием в 1902 году этого учебного заведения Сумы входит в эпоху своего культурного расцвета.

И это очевидно – ведь на должность преподавателей наук, языков, искусств и военных дисциплин были приглашены самые лучшие и опытные кадры из Петербурга, Москвы и других крупных городов. Эта высокообразованная когорта, переселившись в Сумы вместе со своими семьями, не только оживила культурную жизнь уездного города, но вывела ее на качественно новый уровень.

Стали нормой балы, благотворительные концерты, художественные выставки, театральные постановки, музыкальные вечера, на которых со столичным шармом блистали дамы и кавалеры. К слову, в 1904 году, на одном из музыкальных вечеров, посвященных памяти М. Глинки в концерте принимали участие большинство жен преподавателей и офицеров, игравших на фортепиано и других инструментах, а также неплохо исполнявших романсы.

Местные жители (те, которые в свое время не учились в Петербурге и не получили столичной «огранки») желали во что бы то ни стало быть не хуже и «мотали на ус», что помимо интеллектуальной и духовной составляющей в светском обществе важны манеры, умение вести разговор и, конечно же, умение со вкусом одеваться!

Михаил Смирнов с дочерью Людмилой (начало ХХ века, Сумы

Михаил Смирнов с дочерью Людмилой (начало ХХ века, Сумы)

Что касается женской одежды, то ее полувековую историю можно проследить на примере сумской семьи Смирновых, которая в 1900 году приезжает из Петербурга в Сумы. В скором времени глава семейства Михаил Всеволодович (кстати, внук протоиерея Русской посольской церкви в Австро-Венгрии Михаила Федоровича Раевского) поступает на службу в кадетский корпус на должность секретаря. А его жена, Анна Ивановна, как и прежде, служит на благо своей семьи в должности матери семейства. У них уже есть дочь Людмила (1894 г.р.), а в 1901-м рождается Верочка.

Будучи женщиной образованной и неординарной, с момента своего приезда Анна Ивановна вела дневник, куда записывала «живые» анекдоты – забавные истории из жизни кадетского корпуса и вообще из жизни города Сумы (записи эти послужили материалом для написания изрядного количества моих краеведческих статей).

Сегодня мы снова вспоминаем об этой семье, но уже в связи с модой. Анна Ивановна не относилась к жгучим поклонницам модных тенденций, но не отставала от времени, выписывала модные журналы и заказывала скромные, но со вкусом, как тогда говорили, «туалеты» у своей портнихи.

1900-е годы — время расцвета многочисленных ателье, ювелирных и шляпных мастерских как в Сумах так и в стране в целом. Эти годы запомнились миру именами легендарной русской кутюрье Надежды Ламановой и ювелира Карла Фаберже.

Женская мода того периода являлась воплощением стиля модерн. Как оказалось, модерн проник и прочно утвердился не только в архитектуре и интерьере домов, но и присутствовал также в женской одежде и украшениях. Собственно, он был образом европейской жизни того времени. Основу женского силуэта начала ХХ века составил идеальный образ женщины, которой были чужды земные тревоги, заботы быта и физическая работа.

Женщина того времени (в данном случае речь идет не о крестьянках, а о городских жителях среднего класса) не работала по восемь часов в день и не тянула на себе дом или хозяйство (для этого нанимались работницы). Получив образование и выйдя замуж, она занималась воспитанием детей, самообразованием, благотворительностью. Она была похожа на прекрасный цветок, экзотическое насекомое — бабочку или птицу…

Художники начала ХХ века изображали женщину в образе русалки или ундины, живущей в воде или дриады, живущей в лесах. Но ни в коем случае не в образе живого человека, который ходит по улице. Тогда считалось, что женщины не ходят по земле, они парят!

Потому 1900-е годы в женской одежде воплощали воздушность и грациозность. Что подтверждают старинные фото, преимущественно студийные, но есть и те, где по улице Соборной и Воскресенской неспешно прогуливаются женщины с затянутой корсетом «осиной» талией, в расклешенной колоколообразной, похожей на цветок юбке, которая заканчивалась треном (шлейфом).

Шлейф этот, кстати, создавал иллюзию «пены волн», из которых выходит этакое прекрасное неземное создание… Барышни долгое время обучались управлять этими тренами, ведь в них нельзя было отходить назад, и нужно красиво отодвинуть ножкой, когда садишься. Между прочим, неизвестно чем дышали несчастные мадемуазели, ведь талия утягивалась до нечеловеческих объемов в 42 — 45 см! Оказывается, судя по воспоминаниям красоток того времени, все это для того, чтобы женщины могли сравнивать объемы своих талий с объемами шей своих поклонников!

Женщинам начала ХХ века можно слегка посочувствовать еще и вот почему. В те времена было совершенно невозможно выйти на улицу без перчаток, зонтика и головного убора. Это было неприлично! Добавьте к этому платье до пола, на которое уходило до 5 метров ткани, и представьте июльскую жару! Но барышни не отчаивались, а с большим азартом выбирали себе аксессуары. Шелковый зонтик с фигурной ручкой в виде цапли представлял особый шик, заказывался в модных магазинах и пересылался по почте!

В 1900-1917 годах была широко распространена торговля по почте, чем с удовольствием пользовались жительницы удаленных от столиц городов. Высылая денежный перевод и описание параметров покупки, они заказывали и получали по почте корсеты, зонтики, шляпки, туфли и многие другие необходимые модные предметы.

А мужчины заказывали свои джентельменские наборы и товары. К примеру, отец семейства Михаил Всеволодович Смирнов был известен еще и как селекционер. Он был основателем и активным членом Сумского отделения Российского общества плодоводства, написал несколько трудов по выращиванию растений в кадках и по почте получал новомодные семена цветов от лучших производителей. Так что столичные веяния, которые касались как одежды, так и других товаров, немедленно достигали самых дальних окраин.

Скорейшему распространению модных новинок способствовало и то, что в 1900-х годах издавалось более десяти отечественных журналов мод – «Дамский мир», «Парижские моды для русских читателей», «Современная женщина». В этих журналах содержались не только последние модели одежды, но и советы по приобретению и использованию модных аксессуаров, рисунки вышивок и выкройки.

Выкройки тех времен очень долго сохранялись в семье Смирновых, равно как и во многих других семьях, где все женщины, как правило, умели шить. У Смирновых, кстати, была швейная машинка «Зингер» и Анна Ивановна могла выкроить и сшить несложную модель и себе и детям (к слову, белое вышитое платьице и панталончики 5-летней Верочки и сегодня хранятся в филиале Сумского краеведческого музея на ул. Покровской). Потому многие дореволюционные сумчанки с особым удовольствием листали свежие номера журналов мод, сидя в тени сада.

Надо сказать, что женщины той поры никогда не загорали, загар считался признаком простолюдинок, крестьянок, работающих в поле. В соответствии с французскими модными канонами женщины пудрились светлой рисовой пудрой, стремясь к эффекту болезненно-бледного вида. Что касается цвета волос, то поскольку натуральных блондинок было мало, а разнообразия химических красок еще не придумали, то вплоть до революции в моде были рыжеватые шатенки и жгучие брюнетки с длинными блестящими волосами, которые укладывались в сложные японообразные прически.

К слову, Анна Ивановна, равно как и ее подросшие дочери Людмила и Вера были именно такими шатенками. Девочки учились в гимназиях, были веселыми затейницами (особенно Людмила) и постоянными участницами всяческих балов, маскарадов и развлечений, как в гимназии, так и в Кадетском корпусе.

Людмила Смирнова до революции

Людмила Смирнова до революции.

В 1912 году Людмила заканчивает Первую женскую гимназию и уже как взрослая, самостоятельно может выбирать наряды – она мечтает о демисезонном платье, отделанном рюшем, шелковыми бейками и вставками из сурового кружева. Эффектная шляпа из итальянской соломки, украшенная бархатом и английскими розами чудесно дополнила бы ее гардероб. Разглядывая журналы мод, она упрашивала маму заказать ей у модистки шерстяное зимнее пальто с собольей муфтой и широкую фетровую шляпу, отделанную шелком и крыльями птицы, а на плечи — горжетку из гагачьего пера!

Людмила, похоже, лучше всех в доме Смирновых разбиралась в фасонах и любила себя побаловать чем-нибудь новеньким. К тому же, она была, как тогда говорили девушкой на выданье, и всячески подчеркивала свою красоту. В 1914 году Людмила выходит замуж за офицера, поляка по национальности Станислава Фердинандовича Отоцкого. Но счастье было недолгим – Отоцкий отбыл на поля сражений Первой мировой. Позже, в 1919 году он будет сражаться в рядах Белой гвардии, но заразившись тифом, погибнет.

Людмила останется одна и, к сожалению, бездетной. Но в доме подрастала еще одна дочь – красавица Верочка. Родительские взоры с надеждой обратились к ней, веселой и легко порхавшей по дому.

Продолжение следует.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: