На холмах Могрицы или Чисто субъективные впечатления после посещения Международного ленд-арт симпозиума

Василий Клименко

21 июня я имел возможность присутствовать на презентации объектов XVIII ленд-арт симпозиума в Могрице.

Статья_1Я уже многое слышал про эти симпозиумы, мог судить о ленд-арте по фотографиям и видео. Но увидеть все своими глазами я смог благодаря своим друзьям Лине Довгополовой и Сергею Мазку, пригласившим меня ехать в Могрицу вместе с ними. Должен сказать, что мое пребывание на презентации оказалось делом довольно хлопотным для моих друзей. Физическая сила Сергея Мазка и Никиты Коновалова, их постоянная готовность помочь на время превратили мое инвалидное кресло в настоящий вездеход, и я смог, преодолевая самые невероятные препятствия, увидеть почти все объекты.

Наверное, при оценке происходившего в тот день в Могрице нужно учитывать и необычность места. Меловой грунт в сочетании с принимавшими самые неожиданные формы кучевыми облаками уже сам по себе являлся довольно экзотическим фоном для представленных на симпозиуме объектов. А если добавить ко всему этому еще и то, как художники представляли свои произведения, раскрывая глубокое философское содержание, которое они вложили в выполненную ими работу, можно смело сказать, что все увиденное и услышанное в тот день просто не могло не дать мне, новичку, в первый раз побывавшему на таком событии, богатую пищу для размышления.

Статья_8Впрочем, слова далеко не всегда могли удовлетворить полностью. Мне запомнился объект, представленный как «Пересадка кожи». Квадратные лоскутки обгоревшего дерна были цепочкой расположены на меловом грунте, а там, где меловой грунт переходил в обгоревший дерн, цепочку продолжали квадраты, выложенные мелом. Автор представил свою работу как символ взаимоотношений между разными социальными и территориальными группами, как рассказ о людях, по той или иной причине попавших в чуждую им среду. В качестве примера были приведены отношения между жителями Донбасса и остальной Украины.

Я же, глядя на этот объект, хотел думать о более всеобщих вещах, об извечном конфликте между человеком и природой, человеком и миром. Многовековая борьба между природой и цивилизацией очень часто напоминает такие вот опыты «пересадки кожи». Иногда успешные, иногда – не очень….

То же самое можно было бы сказать и об еще одном объекте…. Побеленные мелом деревца на фоне обгоревшего грунта должны были, по мнению автора, олицетворять современную кризисную ситуацию у нас в Украине. Но не Статья_3является ли происходящее у нас стране лишь частным примером общей неустроенности  нашей цивилизации?

.

Я прошу прощения у авторов объектов, но когда я размышляю о ленд-арте, изначально задуманном как взаимодействие художника и природы, моя мысль скользит от частного к общему и теряется в ассоциациях. Ландшафт открывается моему воображению как модель вселенной, а созданный художником объект воспринимается как жест, как попытка говорить с этой вселенной. И тут самая суть заключается в том, может ли художник сказать нечто новое…. Или он просто переводит общепринятые в культуре символы на другой язык? Чем, например, герб Украины, выложенный кусками мела на грунте, отличается от подобных его же изображений на бумаге?

Мне все же кажется, что ленд-арт должен говорить нам о вещах более всеобщих, чем государственные и национальные границы и определяющие их символы.

.

Статья_4И тут моим мыслям хочется вернуться к объекту с названием «Молекулы воды». Через территорию ленд-арт парка проходят своеобразные русла, весною вымытые в меловом грунте ручьями, а теперь сухие. В этих руслах автор объекта натянул красные нити, обозначающие собой пути движения молекул вод. В данном объекте мне действительно увиделось некое столкновение смыслов. Может быть, это попытка рассказать природе о сугубо научном понимании ее законов человеком? Но сейчас, мысленно вглядываясь в этот объект, не могу не думать о том, что живой ручей выглядел бы полновеснее. Быть может, именно в этом и заключалась задумка автора?

И еще, думая об этом объекте, я невольно по ассоциации вспомнил строки Мандельштама: «В сухой реке пустой челнок плывет». И понял, что в данном случае, как и в стихах Мандельштама, пустой челнок отнюдь не пуст, но наполнен новыми смыслами и ассоциациями. Вот только смыслы и ассоциации – вещь эфемерная, и их так легко растерять в пути.

Что же такое ленд-арт? Можно ли его назвать искусством в традиционном смысле этого слова? Я уже писал в другом месте, что современное искусство все чаше заменяет произведение событием, а эстетические рамки социальными. Для того, чтобы воспринять событие, недостаточно просто созерцать его, нужно влиться в группу, принимающую в нем участие, научиться жить представлениями и чувствами этой группы.

В давние времена культура, произведения искусства заключали в себе символический слой бытия – все основные смыслы, включая самый главный – смысл жизни. Современная цивилизация, сделавшая искусство товаром, разрушает этот символический слой.

Ленд-арт, как и многие виды современного искусства, зарождался как протест против такой коммерциализации искусства, как попытка перенести творческий акт из утратившей свое обаяние классической формы в самую гущу жизни, в данном случае – в жизнь природного ландшафта.

Статья_6Но не утрачено ли при этом одно из основных «магических» свойств классической формы – способность преодолевать противоречия, приводить человека к катарсису?

В связи с этим вспоминаю еще один объект – маятник, подвешенный на очень длинной нити над вырытым в земле крестом. Крест символизирует противоречия жизни, а маятник, постоянно раскачиваемый ветром – кратковременные эмоции и впечатления человека. Но, в конце концов, ветер утихает, и маятник успокаивается над самым центром….

.

.

.

После путешествия по ленд-арт парку меня ждало еще одно сильное впечатление – ужин с друзьями на одном из холмов Могрицы, с которого открывается вид на почти бесконечные дали. И я понял, что ландшафт Могрицы Статья_7несомненно обладает искомым мною «магическим» свойством. Он помог мне преодолеть противоречия богатого впечатлениями дня, проведенного в Могрице, и стал достойным его завершением.

Добавить комментарий

