История страны в школьных сочинениях…

Сочинения-1

Юлия Лесина 

А ведь это идея – собирать школьные сочинения. Жаль, вот только что никто и никогда не придавал особой важности исписанным листкам потрепанных ученических тетрадок. На основе собранного материала можно было бы поразмышлять об истории, о целях и задачах воспитания, качестве образования, методиках которые использовались в школах за последние сто лет…
Те, кто учился в советских школах до начала 1990-х годов стопроцентно подтвердят, что сочинения по русской и украинской литературе в подавляющем большинстве были связаны с изучаемой литературой. В фаворе был критический реализм, прославление социализма, личное отношение ученика к герою и обсуждаемой в сочинении ситуации. Ценилось умение автоматически воспроизводить цитаты из школьной программы. Собственно, оно не доставляло особенного труда, потому как формировалось на основе единства принципов преподавания литературы и языка, и единых методов подготовки и проведения сочинений и изложений. Цитаты из произведений классиков входили в жизнь и до сих пор старшее поколение, при случае «вворачивает» цитаты из произведений А. Пушкина, Н. Гоголя, В.Маяковского. Лидирует, конечно, строки Н. Островского: «чтобы не было мучительно больно…» В середине 1970-х язык школы становился языком повседневного общения. Спустя сорок лет, оказалось, что языком повседневного общения современных школьников все чаще становится матерная брань, отчего мучительно больно всем, кто с этим не согласен…

Ну а каковы были темы сочинений и язык общения сто лет назад? В начале ХХ века имели возможность получить достойное образование только выходцы из состоятельных семей, либо же бедняки, которые благодаря меценатской помощи и своему усердию в обучении приобретали себе профессию. В школьных разлинованных тетрадях имеющих оттиск типографии, с помощью черных чернил и перьевой ручки старательно выводились слова. Аккуратность написанного – когда строчки никогда не выезжают на поля (а ведь поля нигде не отчерчены) – восхищает. Как оказалось, при более тщательном рассмотрении, на каждом тетрадном листочке гимназиста имелась едва заметная выпуклая бороздка. Впрочем, это никак не умоляет мастерства чистописания среднестатистического гимназиста. В тетрадях с сочинениями текст размещался как и в современных. А вот в тетрадях по физике начала XX века рисунки располагались в левой части, а данные и решения задач в правой, а сейчас наоборот.

Темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале XX века в мужских и женских гимназиях существенно отличались. Обучение в женских гимназиях было рассчитано в первую очередь на будущее предназначение женщины: создание семьи, рождение и воспитание детей, ведение домашнего хозяйства. Потому головки старшеклассниц обдумывали следующее: «Структура и язык былин», «Содержание былин и характеристика былинных героев», «Характер разочарования Онегина», «Следует ли Базарова признать лишним человеком?», «Ломоносов как поэт, заслуги и сущность его поэзии», «Идеальная женщина по «Домострою».

Сочинения-2Гимназистов же ожидали совершенно другие темы для выражения своих мыслей. Для учеников младших классов гимназии предлагались сочинения: «О том, что видела птичка в дальних землях», «История постройки дома и разведения при нем сада…»,«Великаны и пигмеи лесного царства». Задания, приготовленные для средних классов, впечатляют не меньше: «Замирание нашего сада осенью», «Река в лунную ночь», «Лес в лучшую свою пору», «Встреча войска, возвратившегося из похода». А вот темы, над которыми корпели выпускники гимназий, представляют собой прямо-таки концентрацию житейской мудрости и выглядят настоящей путевкой в жизнь:

«Слово как источник счастья», «Почему жизнь сравнивают с путешествием?», «Родина и чужая сторона», «О скоротечности жизни», «Какие предметы составляют богатство России и почему?», «О высоком достоинстве человеческого слова и письма», «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве», «О проявлении нравственного начала в истории», «На чем основывается духовная связь между предками и потомством?»

Писали сочинения и будущие инженеры, химики, коммерсанты, обучающиеся в Сумском реальном училище. В 1910 году из под руки ученика 6 класса реального училища, 16-летнего сумчанина Владимира Гречко выпорхнули в мир следующие мысли и размышления относительно просвещения в городе Сумы: «Город Сумы, как в отношении торговли, так и в отношении просвещения, занимает первое место из всех городов Харьковской губернии. В нём насчитывается около десяти средних учебных заведений и пятнадцать низших.

Но самое главное из всех учебных заведений, которым должны гордиться Сумы, это Кадетский Корпус, построенный в 1900 году Павлом Ивановичем Харитоненко. Такое учреждение, как Кадетский Корпус, есть одно на всю Харьковскую губернию, а потому сюда приезжают учиться не только из других уездных городов, но и из более отдалённых губерний. Он расположен к югу, на окраине города и представляет огромные здания очень изящной и богатой архитектуры. Расположенный на самом высоком месте города, он почти отовсюду виден и, окружённый на большом расстоянии садами, представляет живописную и величественную картину, особенно издали.

Из других учебных заведений в Сумах есть: мужская гимназия с пансионом, основанная в память Государя Императора Александра Третьего, а потому и называется Александровскою; две женские гимназии, из которых одна расположена в центре города в роскошном городском парке; реальное училище с церковью и богатой ученической библиотекой, построенное Иваном Герасимовичем Харитоненко; за городом, недалеко от станции находится духовное училище, также с церковью; к западу, верстах в пяти от города расположено земледельческое училище.

Кроме этих учебных заведений в Сумах есть также много городских и приходских школ, частные мужская и женская гимназии, детские приюты, из которых один для девочек «Ведомства Императрицы Марии Феодоровны», построенный Харитоненком и другой приют «Общества, заботящегося о бедных» для мальчиков, в которых получают воспитание около 150 детей-сирот. Кроме того, в Сумах есть зимний и летний театры, в которых часто выдаются бесплатные билеты для бедных учеников. Зимою открываются электротеатры, в училищах устраиваются вечера, балы и спектакли.

На Рождественские Святки в школах устраиваются ёлки, на которых дети получают большое удовольствие, а взрослые развлечение. Кроме правительства, заботящегося не только о распространении образования, но и об удовольствиях и развлечениях для учащихся, являются также некоторые лица, жертвующие большие деньги на образование и устраивающие прогулки для учеников.

Но главным покровителем города Сумы является Харитоненко, который сделал много благодеяний для города. Кроме того, и Сумская публика стала сама стремиться к просвещению. Несмотря на такое большое число средних учебных заведений для такого города как Сумы, в котором насчитывается около тридцати пяти тысяч жителей, все вакантные места в них всегда заняты. Вообще же, если Сумы будут так и дальше развиваться, как в настоящее время, то из маленького и ничтожного когда-то городка образуется большая и процветающая наукою губерния».

Спустя 100 лет мы можем видеть, что сбылось из предположений 16-летнего парня, вглядывавшегося в будущее и старательно писавшего свое сочинение…

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: