Это было, было… Дом Софьи Солецкой или как отмечали Пасху до революции 1917 года

Юлия Лесина

Дом под номером 14 по улице Троицкой, прекрасно сохранившийся до наших дней, никогда бы не вызывал у меняПасха-2 ассоциаций с праздником Пасхи, если бы не фотография, случайно попавшаяся мне на глаза в солидном фото-архиве известных сумских коллекционеров.

На фотографии, кстати, заметна сетка забора в стиле модерн, снесенного, как и практически все старинные кованные ограды усадеб в 1970-1980-х годах, и ажурное навершие на крыше стоящего напротив дома Котенко (ныне дом №11, по ул. Троицкой).

Но мой рассказ не об этом. Старинное фото запечатлило четырех сумских женщин празднующих праздник Светлого Христова Воскресенья: со строгими высокими прическами, нарядно одетые дамы начала ХХ века расположились около деревянной веранды этого кирпичного дома, радуются яркому весеннему солнцу и держат в руках пасхальные крашанки.

Одна из них (вероятнее всего, дама, которая сидит) — владелица дома Софья Солецкая. Трое остальных, судя по возрасту — ее сестры ( а может все таки дочери? — неизвестно). Барышни с горделивой осанкой были весьма образованные девицы ( все три незамужние). Это подтверждает и сумской краевед Рита Сергиенко, уточняя, что благородные дамы служили в банках и конторах.

На деревянной веранде стоит скамейка, небольшой столик и радует зеленью цветок в горшке. Но столик без следов празднования, ведь пить чай на верандах городских домов было не принято, тем более домов доходных. Софья Солецкая, как и многие состоятельные граждане начала ХХ века, занималась так сказать, квартирным вопросом — неизвестно, строила ли она этот дом или купила позже, но вероятнее всего, она сдавала квартиры и имела неплохой доход ( вот почему «доходный» дом).

В начале ХХ века полутороэтажный дом из красного местного кирпича (второй этаж был достроен в 1950-х годах) на самой фешенебельной улице города радушно принимал постояльцев. Многие из них снимали просторные квартиры многие годы и ежегодно были вовлечены в предпраздничную весеннюю суету и любовались нарядно сервированным пасхальным столом. Ведь не все квартиросъемщики были холостяками и питались в ресторациях – квартиры снимали и семейные пары с детьми.

А суеты накануне празднования самого главного христианского праздника у сумчан было много – и уборка, и готовка. Одни пасхальные куличи (которые сегодня зачастую называют не иначе как «паска») чего только стоят! Надо сказать, что сто лет назад хозяйки пекли куличи внушительных размеров – не чета нынешним. Для замешивания теста брали минимум 3-ведерную (!) макитру, чтобы каждому члену семьи (а семьи до революции были многочисленными от 3 до 10 детей) хватило по кусочку на каждый день в течение всей Пасхальной недели. Приготовляли «священный» кулич (его освящали в церкви для своей семьи), «парадный» – для гостей, а еще пекли куличи для угощения бедных людей.

Рецептов куличей было множество: сметанные, сливочные, фисташковые. Были и так называемые «кружевные» куличи, на приготовление которых нужно было не менее 150 яиц! По воспоминаниям Риты Сергиенко раньше пасхальные куличи вымешивали 1,5-2 часа. Хозяйки лично вымешивали тесто в гигантских макитрах и других посудинах.

В доме Риты Викторовны, недалеко от дома Солецких, на углу Троицкой и Чугуевского переулка тоже пекли куличи. Это была довольно тяжелая работа, достойная физически крепкого мужчины. Но хозяйки никому не доверяли, только лишь строжайше запрещали в этот время ходить по дому( а не то что бегать!), открывать и закрывать двери (не говоря уже о том, чтобы хлопать ими), громко разговаривать (и Боже вас упаси, ругаться!) Единственно, взбить 150 яиц дедушка Риты Викторовны (будучи военным), просил своих подчиненных солдат. Дабы они не грюкали кирзовыми сапогами – пол перед домом, в прихожей и кухне устилали соломой.

Готовые куличи декорировали глазурями, символическими надписями, орехами, цукатами и… крашеным пшеном. Верх куличей принято было украшать самодельными цветами, как правило, розами, из яркой цветной бумаги. Дети 8-12 лет, наблюдающие трудоемкий процесс приготовления куличей зачастую слушали библейские рассказы и навсегда запоминали, что пасхальные куличи христиане пекут в память о том, что Христос, приходя к своим ученикам после Воскресения, сам вкушал с ними пищу. Апостолы во время еды не занимали среднее место за столом, оставляя перед ним хлеб, будто Христос незримо присутствовал среди них. Таким образом, пасхальный артос — символ самого Иисуса. Всю Светлую седмицу (праздничную неделю после Пасхи) он занимает в храме самое видное место и раздается верующим.

Со временем сложился обычай в каждой семье печь сдобный хлеб — кулич, как бы домашний артос, и освящать его в церкви. Еще одним классическим пасхальным блюдом на праздничном столе сумчан была сырная пасха – творог со сливками, сметаной, изюмом и пряностями спрессованный в виде усеченной пирамидки.

Третьим обязательным атрибутом праздничного стола были, конечно же, пасхальные яйца. В их приготовлении участвовали и дети, с радостью окуная сваренные куриные, утиные и гусиные яйца в луковую шелуху, отвар петрушки, сок свеклы и узнавая от родителей, что первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию.

Вскоре по вознесении Христа на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Христа, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!» Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, как яйцо превратилось из белого в ярко-красное.

С веками обычай окрашивать яйца в красный цвет стал незыблемой традицией. Равно, как вошло в традицию обмениваться пасхальными крашанками или писанками (ну а в среде более чем состоятельных граждан — ювелирными изделиями, к примеру, яйцами работы Фаберже).

Любимой детской пасхальной забавой до революции 1917 года было катание яиц с бугорка или по специальному лоточку — деревянному желобку. У кого яйцо дальше укатится – тот и выиграл. Еще для детей устраивалась «охота за яйцами»: взрослые прятали крашеные яйца в саду, а дети их искали и собирали в корзиночки.

За столом и дети, и взрослые часто играли в палиндромы – слова-перевертыши, одинаково читающиеся слева и справа. Пели романсы и народные лирические песни, слушали граммофонные записи. Все это было хорошей разгрузкой после обильного угощения.

Пасха-1Впрочем, согласно воспоминаний сумчан, угощения, выставлявшиеся сто лет назад, возможно даже уступали сегодняшним в количестве – такого обилия майонезных салатов не было. Сумчане любили побаловать себя домашней колбасой, заливным из мяса и рыбы, печеночным паштетом, рыбой в маринаде, икрой. Были и соленые «бочковые» или свежие овощи.

Особое место отводилось винам и окороку. К примеру, дедушка Риты Викторовны Никифор Кузьмич самолично готовил пасхальный окорок, для чего покрывал его толстым слоем теста, подвешивал в дымоходе, и коптил на можжевеловых ветках 2-3 дня. Окорок таял во рту!

Несколько дней белая крахмальная скатерть, украшенная свежими цветами, праздничным пасхальным куличом и разноцветными яйцами в корзиночке, а также пасхальными открытками радовала как хозяев, так и гостей, которые, заходя в дом, христосовались троекратными поцелуями. Все это помнит дом Солецкой на Троицкой, впрочем, как и любой другой старый дом нашего города.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: