«Расширенное смотрение» Михаила Матюшина или Мысли о пленэрах после лекции Сергея Ивановича Побожия

Василий Клименко

21 марта Сергей Иванович Побожий читал лекцию, которая, как мне кажется, не могла не привлечь внимание художников, собирающихся на весенние пленэры.

Матюшин на портрете работы Елены Гуро, 1903 г.

Матюшин на портрете работы Елены Гуро, 1903 г.

Лекция была посвящена Михаилу Матюшину – художнику, музыканту, теоретику искусства, одному из лидеров русского авангарда.

Лично мне очень интересно было услышать толкование теории  «расширенного смотрения», которую Матюшин воплощал в жизнь – как в своей живописи, так и в преподавательской работе в  ГИНХУКе (Государственный Институт Художественной Культуры). О «расширенном смотрении» мне приходилось слышать и раньше, но мне это выражение казалось одним из проявлений привычной для того времени зауми, выражением, лишенным конкретного смысла.

Между тем, рассказ Сергея Ивановича заставил задуматься о вещах, важных для любого художника, о которых мне хотелось бы рассказать здесь.

.

.

.

.

Но прежде хочу сказать несколько слов о знаменитой футуристической опере «Победа над Солнцем», которая также стала предметом пристального рассмотрения на лекции. Матюшин написал к опере музыку, построенную на

Портрет Михаила Матюшина (К. Малевич, 1913 г.)

Портрет Михаила Матюшина (К. Малевич, 1913 г.)

диссонансах. Это был музыкальный авангард, соответствовавший заумному тексту либретто, основная часть которого была написана Алексеем Крученых. Пролог к либретто написал Велимир Хлебников.

«Победа над Солнцем» была задумана как провокация, направленная на ниспровержение старой культуры, которую в самой опере символизирует Солнце. Но какова цель такого ниспровержения?

Заумь, положенная в основу текста либретто, пропагандируется футуристами как новое, как освобождение слов от оболочки истертых обыденных смыслов. Но является ли заумь действительно чем-то новым?

.

.

В одной из своих работ Павел Флоренский говорит о  двух полюсах человеческого языка. С одной стороны – термин, абсолютное соответствие между понятием и означаемым предметом; с другой – крайняя текучесть языка, переходящая в заумь. Флоренский рассматривает заумь на примере тех же футуристов.

Михаил Матюшин. Стог. Лахта. 1921 г., Бумага, акварель 53 x 41,5 см., Государственный Русский Музей

Михаил Матюшин. Стог. Лахта. 1921 г., Бумага, акварель 53 x 41,5 см., Государственный Русский Музей

Термины дают возможность очертить границы познанного, становятся орудием в руках человека, стремящегося к полному контролю над реальностью.

Текучесть языка способствует началу  творческому, порождает новые смыслы, слова, наделенные богатым индивидуальным содержанием. Но в своих крайних проявлениях, в зауми она становится препятствием самой возможности понимания. Ведь невозможно понять слово, все богатство оттенков которого является исключительным достоянием одного человека.

.

.

.

.

Наверно, примерно тоже можно сказать относительно теории «расширенного смотрения». Живопись, как и любой другой вид искусства, тоже имеет свои полюса: свод правил и свободное творчество художника. Художник стремится вырваться за рамки правил, достичь некой полноты в своем творчестве.

Что же предлагает  Матюшин? Он предлагает не ограничиваться тем мотивом, который одномоментно попадает в поле зрения. Прежде чем приступать к написанию этюда, художник должен сделать поворот на 360 градусов  и вобрать в себя весь окружающий пейзаж. Кроме того, он должен ощущать этот пейзаж теменем, нервными окончаниями, и даже осязательно, теми частями тела, которые непосредственно соприкасаются с окружающим миром – будь это холодная земля или нагретый солнцем камень. И все это должно быть отражено в этюде!

Михаил Матюшин. Цветок человека. 1918 год, холст, масло. Государственный Русский Музей

Михаил Матюшин. Цветок человека. 1918 год, холст, масло. Государственный Русский Музей

На первый взгляд задача кажется фантастической, невоплотимой в действительности. Но если вдуматься в то, о чем говорит Матюшин, то можно предположить, что он ратует за цельное, органичное, я бы даже сказал мифологическое восприятие мира.

В этой связи хочется вспомнить того же Павла Флоренского, который в своих трудах защищал характерную для традиционной иконописи обратную перспективу, считая ее более органичной, чем привычная нам прямая перспектива. Флоренский говорил о том, что прямая перспектива предполагает пассивность наблюдателя и в то же время ставит его в самый центр изображаемого мира.

Обратная же перспектива, по мнению Флоренского, делает человека активным соучастником и позволяет построить более сложную иерархию образов.

Так как же быть с двумя полюсами? Правила способны «засушить» искусство, сделать его далеким от непосредственной реальности. Свобода творчества, как показало начало 20 века, чревата крайним произволом, уходом в заумь.

Как же быть? Неужели искусство всего лишь игра, постоянное лавирование между двумя полюсами?

История искусства показывает, что объединить оба полюса может только личность. В средневековой живописи это была абсолютная личность Бога, в живописи нового времени – личность человека, точнее обобщенный образ человека, созданный художниками Возрождения.

Ученики Матюшина. Елена Хмелевская. Сильный ветер, начало 30-х годов.

Ученики Матюшина. Елена Хмелевская. Сильный ветер, начало 30-х годов.

К началу 20-го века цельный образ человека был разрушен, разделен между различными сферами бытия – экономика, социальные связи, сознание, подсознательное, биологические инстинкты.

Можно говорить о том, что авангард начала 20-го века подарил нам новую свободу. Но, в принципе, она равноценна той свободе, о которой Николай Гумилев говорил в своем стихотворении:

…Для юношей открылись все дороги,
Для старцев – все запретные труды,
Для девушек – янтарные плоды
И белые, как снег, единороги.

Но почему мы клонимся без сил,
Нам кажется, что кто-то нас забыл….

Разумеется, ситуацию невозможно изменить, подражая старому, как будто ничего не случилось. Когда разрушен цельный образ человека, каждому художнику приходится заново восстанавливать эту цельность ценой всей своей личности.

.

.

.

Ученики Матюшина. Евгения Магарил. Без названия.

Ученики Матюшина. Евгения Магарил. Без названия.

Как мне кажется, именно в этом контексте следует рассматривать теорию «расширенного смотрения». Впрочем, очень хочется верить, что это было не только стремление создать новое, но и попытка припомнить забытое, хотя и бессознательная.

———————————

Большое спасибо Сергею Ивановичу за лекцию! Постараюсь воспользоваться новыми идеями на пленэрах!

——————————

В завершение – моя стихотворная импровизация на тему теории «расширенного смотрения».

Выходя на пленэр,
Обмотай себя
Горизонта колючим шарфом,

Ученики Матюшина. Евгеня Магарил . НАТЮРМОРТ С АРБУЗОМ

Ученики Матюшина. Евгеня Магарил . НАТЮРМОРТ С АРБУЗОМ

Испытай на ощупь непрочную фактуру времени,
Ощути незрячими пальцами жизни даль,
Стремительно уходящую в небо.

Все меняется –
Щебет птичий, случайные шорохи….
Движение вновь искажается тенью напрасных слов.
День стоит посреди холста
Вертикалью вчерашнего сна.
И все, что уносит
Волна несмолкающей песни,
Со временем возвращается в память
Чувством не понятым, но подчиненным
Нелепому жизни порядку…

Над горизонтом –
Дымы несуществующих фабрик.
Над горизонтом –
Бродят хмурые вести о главном,
И разные мысли сталкиваются лбами,
Подчиняясь закону всеобщего притяжения
Абстрактных тел

Ученики Матюшина. Николай Костров. Зимний пейзаж. 1960-е гг.

Ученики Матюшина. Николай Костров. Зимний пейзаж. 1960-е гг.

В пустоте повседневности.
Теменью,
Нервными окончаниями –
Ощути пребывание жизни в пейзаже.
Тенью мысли
Врастай в окружающий мир,
Чтобы выделить свет ниоткуда…..
Видишь:
Тень горизонта
На плоскость холста
Падает,
Окружив себя
Несуществующим светом.

Чувствуешь:
Что-то живое, трехмерное,
Внутри холста
Царапается когтистыми лапами,
Задевая края невоплощенного замысла,

Ученики Матюшина.Ольга Ваулина. Гармонист. 1920е, холст, масло,50х56

Ученики Матюшина.Ольга Ваулина. Гармонист. 1920е, холст, масло,50х56

Жалуясь на несовершенство
Привычных подходов к натуре….

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: