Профессор Шкорбатов — гордость Сумской Александровской гимназии

Юлия Лесина

Создатель отечественной санитарной гидробиологии непосредственно был связан с Сумами.
Профессор_ШкорбатовКазалось бы, что может связывать проблему водоснабжения крупных городов, альгологию (науку о водорослях), гидробиологию и Сумскую Александровскую гимназию? А связующая нить есть. Сегодня с особой гордостью хочется открыть всем сумчанам имя, которое пополнит золотой список выпускников Александровской гимназии, внесший весомый вклад в развитие не только отечественной, но и мировой науки и культуры.

До этого дня у всех на слуху были имена знаменитых сумских гимназистов — поэта и художника Д.Бурлюка (1882-1967), литературоведа П.Зайцева (1886-1956), ученого-агрофизика О.Дояренко (1874-1958), хирурга-ортопеда М.Ситенко (1885-1940). Особое место в этом списке теперь займет имя выдающегося советского гидробиолога и альголога, создателя советской санитарной гидробиологии профессора Леонида Андреевича Шкорбатова (1884-1972).

Благодаря материалам кропотливо собранным дочерью ученого – Татьяной Леонидовной Шкорбатовой и опубликованным его внуком, кандидатом физико-математических наук, ныне проживающем в Амстердаме — Андреем Евгеньевичем Овечкиным мы можем перенестись на сто лет назад, увидеть Сумы и гимназическую жизнь, описанную в письмах будущего ученого, а также познакомиться с биографией выдающегося гидробиолога.

Леонид Андреевич Шкорбатов родился 2 мая 1884 года в селе Ново-Троицком Курской губернии в семье учителя. Он был старшим сыном в семье Андрея Прохоровича и Прасковьи Петровны Шкорбатовых. В последующие пять лет один за другим появились другие дети — Аполлинария, Николай и Ольга. В 1893 году семья Шкорбатовых переехала в село Низы, где Андрей Прохорович получил учительскую квартиру и где , за два года до этого обосновался брат Андрея Прохоровича — Василий Прохорович, служивший фельдшером в Сумской больнице.Глава семейства работал учителем в сельской школе, стесненные до переезда материальные условия их улучшились, жизнь Шкорбатовых на новом месте начала налаживаться.

Судя по записанным воспоминаниям Андрея Прохоровича — весомой причиной переезда на Сумскую землю было наличие здесь гимназии. А дать образование своим детям — всегда было его заветной мечтой.

Однако неожиданно на семью обрушилось горе: Прасковья Петровна Шкорбатова (Покровская) заболела туберкулезом и в 1893 г. умерла. Рано лишившись матери, дети остались на попечении отца. Большое участие в воспитании сирот принимал брат Прасковьи Петровны — священник Иван Петрович Покровский. Племянники частенько гостили у него в семье. Их тёплые отношения сохранились на долгие годы.

Позже Иван Петрович Покровский переедет в село Витовку Черниговской губернии, что определит судьбу Леонида Андреевича Шкорбатова: в один из приездов он познакомится со своей будущей женой Анной Ильиничной Левандовской (1871-1940). Учительница младших классов была дочерью коллежского асессора, родом из Сум. Спокойная и сдержанная, она очень любила мужа, была внимательна и заботлива к детям.

Надо сказать, что уже в пять лет Леня Шкорбатов умел читать и писать. В девять лет началась его самостоятельная жизнь, когда в качестве стипендиата он поступил в приготовительный класс Сумской Александровской гимназии. Леонид жил в пансионе. Судя по его воспоминаниям, режим здесь был строгий: отлучки разрешались только в праздничные дни и по особому билету, время отсутствия точно регламентировалось, за опоздания и прочие провинности детей наказывали розгами.

В «классических» гимназиях, как и полагается, изучали закон Божий, русский язык с церковно-славянским, словесность и логику, латинский и греческий языки, математику, историю, чистописание и рисование. Из естественных наук в программу входила физика и география. В течение всего времени обучения латинскому и греческому языкам гимназистов заставляли заучивать избранные места из древних прозаиков и поэтов. Уроки в седьмом и восьмом классах были посвящены исключительно чтению Геродота, Платона, Софокла, речей Цицерона, од и сатир Горация.

Как позже вспоминал Леонид Андреевич, обучение велось схоластически: оно в основном сводилось к бесконечной зубрёжке текстов из Виргилия и Гомера и минимальному знакомству с сутью замечательных памятников литературы, истории и философии Древней Греции и Рима. Впрочем, справедливости ради нужно заметить, что польза от этой зубрёжки все-таки была. Ведь, как полагают потомки Шкорбатова, именно в гимназии были заложены те основы глубокой и всесторонней эрудиции, позволившие в дальнейшем стать Леониду Андреевичу прекрасным лектором.

Более глубоко и серьёзно велось в гимназии преподавание русского языка и словесности, гимназисты читали, разбирали и заучивали произведения Ломоносова, Державина, Фонвизина, Карамзина, Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, что оказывало большое влияние на общекультурный уровень учащихся. С третьего по восьмой класс гимназисты изучали русскую историю от основания государства российского до правления императора Александра II; древнюю историю Востока, Греции и Рима; историю средних веков и новую историю. В старших классах он изучал два новых языка — немецкий и французский.

Уже в гимназические годы Леонид Андреевич интересовался природой, собирал коллекции насекомых, птичьих яиц, растений и не уставал удивляться бесконечному богатству форм природы. По его воспоминаниям, на множество вопросов, возникающих в его голове, уроки не могли дать ответа. Однако система гимназии, помимо всего прочего, приучала к чтению книг и самообразованию. Любовь к книгам Леонид Андреевич сохранил на всю жизнь, она сделала его широко эрудированным человеком.

Нужно отметить, что в гимназии была хорошая библиотека, и он часами просиживал там, читая «Основы жизни» В.В. Лункевича и другие книги по биологии, чтение которых привлекало его гораздо больше, чем казённая программа. Инетересный факт: многие популярные брошюры (в частности, об эволюционной теории Дарвина), купленные им ещё в гимназическое время, он хранил до конца своей жизни!

Позже он любил вспоминать гимназические годы – к примеру, как участвовал в любительских спектаклях, и, в частности, исполнял роль генерала в «Доходном месте» Островского.

В дореволюционных семьях, где, как правило, было много детей, у самых старших детство заканчивалось на много быстрее. Вот и Лене как старшему, приходилось опекать младшего брата и сестру, заботиться об их успехах в гимназии. Будучи учеником пятого класса, Леонид подрабатывал репетиторством.

О его заботах в то время свидетельствуют письма, написанные ему отцом. 4. 02. 1898 г.: «Уведомляю тебя, что мы здоровы. Второго числа я был в Сумах с мамой. Я подавал в Реальное Училище прошение о назначении Коле вспомоществования, и по этому поводу Директор меня пригласил к себе для личных переговоров. Печально то, что Колька шалит и потому получает двойки; но все-таки директор, снисходя к моему труду и профессии, кроме освобождения от платы за право учения, обещал справлять ему одежду, не исключая белья, только с условием, что Колька будет оказывать успехи… Посещай Колю, задавай ему какие-либо письменные работы…»

На многие десятилетия сохранил Леонид Андреевич тесные отношения со своими гимназическими друзьями Николаем Литвиненко, Петром Лебедевым, Владимиром Гленбоцким, Павлом Щекин-Кротовым. Вёл с ними постоянную переписку, а двух последних навещал во время поездок в Москву.

В 1903 году Леонид Андреевич окончил Сумскую гимназию с серебряной медалью. У него не было колебаний в выборе дальнейшего пути и он решил поступать в Харьковский университет. Поступив в университет и, вступив на стезю науки, сын чрезвычайно порадовал своего отца, который в преддверии своей скорой кончины написал: «Результат моих предприятий, тревог и забот тот, что Леонид благополучно окончил курс Сумской гимназии, с серебряной медалью и также благополучно окончил Харьковский Университет. Николай окончил Харьковское Реальное Училище, Аполлинария и Ольга также получили возможное образование в женских гимназиях ( они стали школьными учительницами – Ю.Л.). Теперь уже все взрослые, сами о себе могут подумать и устроить свою жизнь. Обет умирающей жене исполнил свято, насколько мог. Всего мне 47 лет от роду, но чувствую упадок сил и скорое приближение той чаши, которую испила жена. Да, в этом заключалась вся жалкая моя жизнь, но я на Бога не ропщу, а, напротив, благодарю Его за то, что Он укреплял меня в минуты невыносимой скорби, и указывал пути, какими идти я должен. Как важно иметь во всех хороших предприятиях устойчивость и непоколебимость духа; желаю этого потомству своему. Желаю, чтобы со ступени моих детей, внуки и правнуки, если то Бог благословит, стремились дальше к возможному совершенству, памятуя о том, что как трудно было жить их деду без положения и средств 1908 г., июля 17-го дня. Народный учитель А.П. Шкорбатов»
Губернский город Харьков, бывший в то время главным центром высшего и среднего образования в Украине, принял студента приветливо. Талантливый ученик сразу попал в поле зрения выдающегося ботаника профессора В.М. Арнольди, под чьим руководством Шкорбатов писал свои первые научные труды.

Позже Леонид Андреевич занимается научной деятельностью в Институте физиологии растений при Венском университете, куда он был направлен для подготовки к профессорской деятельности (его руководителем был выдающийся австрийский ботаник-физиолог профессор Ганс Молиш). В 1916 году Шкорбатов был избран приват-доцентом кафедры морфологии и систематики растений Харьковского университета. С 1920 года Леонид Андреевич исполняет обязанности профессора и руководит кафедрой морфологии и систематики растений.

С этого времени и начинается его научно-исследовательская работа в области альгологии и гидробиологии. В 1934 году Шкорбатова утверждают в ученом звании профессора по кафедре низших растений.Много сил и энергии отдал Леонид Андреевич Донецкой гидробиологической станции – одному из первых научных гидробиологических центров в СССР, бессменным директором которой он был с 1926 года вплоть до ее ликвидации в 1951 году. Создание надёжных методов контроля качества воды было только первым шагом, следующим было изучение поведения отдельных представителей водной флоры в загрязнённых водоёмах, исследование процессов самоочищения рек и озёр, создание биологических методик их очистки.

В начале тридцатых годов, в связи с интенсивной индустриализацией страны, резко ухудшается экологическая обстановка, особенно в районе крупных индустриальных центров. Отмечая эти перемены, Леонид Шкорбатов направил свои усилия на борьбу с загрязнением водоёмов. Он организовал отдел санитарной гидробиологии в Украинском институте коммунальной гигиены.

В 1922-1930 годах Шкорбатов работает директором Харьковского ботанического сада, восстанавливает его разрушенные оранжереи, приводит в порядок уникальный гербарий.

На долю Леонида Андреевича выпали многие удары судьбы: он был свидетелем революций и войн, пережил голод, разруху, репрессии тридцатых годов, немецкую оккупацию, во время которой он был арестован гестапо, приговорен к расстрелу, но чудом спасся.

После освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков Леонид Андреевич возглавил кафедру низших растений Харьковского госуниверситета. Вокруг Шкорбатова формировался круг учёных-гидробиологов, деятельность которых оказала решающее влияние на последующее развитие санитарной гидробиологии.

Профессор Леонид Андреевич Шкорбатов скончался 7 мая 1972 года на 88 году жизни, 60 с лишним из которых он посвятил научной, педагогической и общественной деятельности. Леонидом Шкорбатовым написано 58 научных работ, имеющих научный и практический интерес. Более 60 лет своей жизни он отдал Харьковскому госуниверситету.

Как систематик профессор Шкорбатов обогатил науку о низших растениях 29 новыми токсонами водорослей и грибов. Его гидробиологические исследования получили широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом.

Отмечая один из своих последних юбилеев, Леонид Андреевич заметил: «Если сравнить всё то, что я получил в жизни с тем, что я успел дать для науки и общества, то это сравнение далеко не в мою пользу: получил я неизмеримо больше, чем дал. Существует латинская поговорка: Я сделал, что мог, пусть сделают больше, кто может. Я, к сожалению, могу по отношению к себе применить это изречение лишь в изменённом виде: Я не сделал того, что мог, пусть это сделают, кто может. Таким образом, к 70-летнему юбилею я подошёл с большой задолженностью, которую рассчитываю, хотя бы частично, погасить в ближайшие годы, будучи обнадёжен физиологами нашего факультета, что мозговые клетки у человека стареют в последнюю очередь. Как видите, постоянное общение с моими товарищами по биофаку вселило в меня большую долю оптимизма». Н

у а в нас сегодняшних вселяет оптимизм и надежду тот факт, что город Сумы и Александровская гимназия, давшая миру таких своих выпускников, и в дальнейшем продолжит прекрасные традиции по воспитанию и взращиванию будущих ученых.

Юлия Лесина
По материалам А. Е. Овечкина и Т. Л. Шкорбатовой.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: