«Красная мебель» и не только. По следам лекции Сергея Ивановича Побожия о Фальке

Автопортрет на фоне окна 1916 г.

Роберт Фальк. Автопортрет на фоне окна. 1916 год.

Василий Клименко

28 февраля, в последний день зимы, Сергей Иванович Побожий читал лекцию, посвященную Роберту Фальку, художнику, который соединил в своем творчестве модерн и авангард и был одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет».

Думаю, всем присутствующим было интересно проследить творческий путь художника, испытавшего в своей живописи влияния, пришедшие из Западной Европы – импрессионизм, затем кубизм. При этом, как отметил Сергей Иванович, многие русские живописцы «проживали» течения и стили, которые в Европе занимали умы людей в течение десятилетия, в более сжатые сроки.

И все это Сергей Иванович показал нам в тесной связи с вопросом о преемственности поколений, передаче конкретных знаний и умений от старших младшим. Учителями Фалька в Московском училище живописи, ваяния и зодчества были Серов и Коровин. Интересно, что Серов, сам прошедший в своей живописи путь от реализма к модерну и картинам с более обобщенным символическим содержанием, так и не смог принять новые веяния в работах своих учеников. Хотя чувствовал силу их живописи.

Быть может, сами полотна Фалька подсказывают, что он – страстный поклонник живописи Сезанна. Фальк специально ездил в те места, где Сезанн писал свои пейзажи.  И даже пытался писать те же мотивы сам.

Крымский пейзаж 1915 г. Холст, масло 78 х 88 см

Крымский пейзаж 1915 г. Холст, масло 78 х 88 см

И вот парадокс: Фальк так и не смог работать в «сезанновских» местах, но ему прекрасно удалось поработать вскоре после этого в Крыму. Все это, конечно, можно хорошо объяснить давлением авторитета французского художника. Но мне кажется, что здесь работает еще один фактор. Даже при заимствовании чужого стиля все-таки желательно найти свою натуру и свое содержание – в особенности, если художник сам принадлежит к другой культурной среде. И именно в этом смысле можно говорить об оригинальности той культуры, которая, несмотря на заимствования, все-таки перерабатывает их по-своему.

.

.

.

falk

Фальк Роберт Рафаилович, Пейзаж с парусом. 1912 год. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

«Пейзаж с парусом», в котором также отчетливо видно влияние Сезанна, интересен не только своим колоритом, но и обращением к архаике. Фигуры людей и животных предельно упрощены. К тому же, это именно наша восточнославянская архаика. Получается так, что нашим художникам не приходилось, подобно Гогену, ехать на Таити в поисках примитивного мира.

.

.

.

.

.

«Пейзаж с парусом близок нам еще и тем, что был написан недалеко от Сум – в селе Куличка Лебединского уезда тогдашней Харьковской губернии.

Париж. Сена 1936 г. Холст, масло. 63 x 80.5 см Частная коллекция

Париж. Сена 1936 г. Холст, масло. 63 x 80.5 см Частная коллекция

В период с 1928 по 1937 годы Фальк находился в творческой командировке в Париже. Как отметил лектор, парижские работы Фалька более будничные, чем у импрессионистов. Вместе с тем, рассматривая слайды во время лекции, я не мог не восхититься богатством его «будничных» оттенков.

.

.

.

.

.

.

krasnaya-mebel-falk-

Красная мебель. 1920 год.

Особым аккордом прозвучала картина «Красная мебель», которая, благодаря своему особому колориту, как бы бросает вызов зрителю. У меня сложилось впечатление, что «Красная мебель» — это совсем не та обстановка, в которой люди живут постоянно. Здесь происходят кратковременные встречи, выясняются отношения, после чего герои недосказанного сюжета непременно расходятся разными путями.

.

.

.

.

.

Роберт Фальк Конотопские девушки 1912 г.

Конотопские девушки 1912 год. Еще одна картина, написанная у нас на Сумщине.

И еще: во время лекции я уяснил для себя одну очень важную вещь. Мое право комментировать работы Роберта Фалька выглядит более чем сомнительно. Сергей Иванович, рассказавший нам о жизни и творчестве художника, специально ездил по разным музеям бывшего Советского союза, чтобы увидеть его картины в оригинале. Например, для того, чтобы увидеть написанный у нас на Сумщине «Пейзаж с парусом», ему пришлось специально посетить Саратовский художественный музей.

К сожалению, репродукция не в состоянии передать все достоинства оригинала. Но прослушанная и услышанная нами лекция вкупе с изображениями, показанными на большом экране, помогла увидеть образ художника и ощутить ритм его неповторимых творческих исканий.

——————————

.

.

Под впечатлением от картины » Красная мебель» я написал стихотворение:

В полутемной комнате с мебелью красной
Долго шептались, кого-то вгоняя в краску.

Были сдержаны жесты, а складки красноречивы.
Из полутемной комнаты никто не ушел счастливым.

Кто-то был на коне и слова подбирал умело.
Он потом посылал миллионы на смерть
И всю жизнь занимался делом.

Кто-то тихонею на чердаке
Своей жизни провел остаток.
Что-то писал, сочинял до последнего часа,
Но был его чай несладок.

Кто-то писать мемуар собирался,
Да так и не смог
Разные речи сложить воедино.
В жизни досталась ему суета,
Недоверье, забота о сыне.

Помнили все полутьму и на лицах – отсвет красный…
Волнение, недомолвки, грядущего облик неясный.

Пили вино, кто-то комкал в руке салфетку.
Думали много сказать, но жизнь прошла незаметно.

Люди ушли. Лишь тьма шевелится живая –
Там, где кончается красное, форму мебели

Вдруг обретая.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: