Из истории Альтанки

Маргарита Сергиенко

История нашего города удивительна. Иногда она знакома нам из документов до мелочей, а иногда – целые периоды времени наш город вообще не привлекал внимания историков, оставив нам многочисленные загадки и предположения.

Альтанка – своего рода символ нашего города. Ведь он был в основном деревянным до середины 19 века. Деревянные дома стояли долго, потому что обмазывались глиной как защита от пожаров, которые были нередки в нашем городе.

История нашей Альтанки также скрывается во мраке прошлого.

Первое упоминание о ней мы находим в воспоминаниях сумчанина Коваленко. Это первая легенда об Альтанке. Будто бы геологи из Санкт-Петербурга или Москвы во главе с профессором прибыли в Сумы, предположив наличие нефтяного горизонта на месте нынешней Альтанки. И она была построена И.Харитоненко либо Н.Лещинским над местом бурения.

Есть и другие легенды. Согласно одной из них, Альтанка была построена как памятник 100-летия Отечественной войны 1812 года.

Еще одна легенда – Альтанка была построена для музыкантов. И действительно, до 20-х годов прошлого века здесь в теплое время года играл городской оркестр и духовой оркестр 10 Новгородского полка, дирижером которого был Иосиф Давыдович Мар-Маршад. Теперь эта традиция возобновилась.

Маршад рекламировал и исполнял новую музыку, появившуюся в начале века. Оркестр играл американскую джазовую музыку. К нам пришел не «черный» настоящий джаз, а «белый» — как популярный бытовой песенный джазовый жанр легких песенок о любви, измене, разлуке и прочее. Маршад предпочитал музыку композитора Рогаль-Левицкого

Но вернемся к фактам. В городе строили немало таких сооружений – на Покровской улице, в саду Александровской гимназии, в саду Асмолова, в Царском сквере на Покровской площади, в парке Лещинского. Особенно много их было в Новом месте.

Альтанка – сохранившийся от передряг революций и войн образец дореволюционного зодчества. Это сооружение восьмигранной формы на кирпичном цоколе. Высота – 10 метров, диаметр – 6 метров.

Архитектор неизвестен, но известно имя чертежника Сумской земской управы Матвея Антоновича Щавелева, который начертил проект. Он, вероятно, творчески переработал образцовые рисунки и чертежи из специального альбома с типовыми проектами. Архитектурный образ Альтанки восходит к русскому народному творчеству допетровской эпохи. Работа не только декоративная, но и смысловая.

Почти рядом стоит домик в том же стиле для хранения инвентаря – лопат, грабель, метел и другого.

Алтанка ( Альтана) от итальянского alt – высокий, по-белорусски альтанка — павильон, по-украински (с польского) альтанка – беседка.

Первая была построена в Александровской гимназии.

На главной Альтанке можно увидеть кокошники, прорезные звезды, солнце и небосвод со звездами, полотенца, переходы. Крыша четырехскатная с высоким тонким куполом.

Ропетовский стиль, в котором построена Альтанка, был очень популярен в начале 20-го века, на все вкусы нарождающейся буржуазии. Основатели этого стиля были московские архитекторы Гартман и Иван Петров (псевдоним «Ропет»). Этот стиль возвращает нас к допетровскому времени – к избам, искусно разукрашенным деревянной резьбой.

В Сумах было несколько зданий, построенных с элементами «ропетовского стиля». Из них уцелело только здание общественного собрания (филармония).

У архитекторов того времени бытовал такой анекдот:

«угодно вам пять аршин «греческой классики», а нет – вот три с четвертью «итальянского ренессанса». Не годится? Вот, пожалуйста, остаток первейшего сорта «рококо Луи Кенз», шесть золотников «готики», а то вот целый «пуд русского».

Тогда строили на все вкусы. Показательной была элитная Троицкая улица

Главная Альтанка восстанавливалась заново четыре раза. Первая стояла на земле, вторая и последующие – на кирпичном основании. В основном, архитектурный облик Альтанки не изменился, кроме крыши, конфигурация которой менялась из-за пожара и изменений в моде.

Реклама
Метки:

3 комментария to “Из истории Альтанки”

  1. Люба Ріто Вікторівно,
    Страшенно радий знову зустріти Вас!!!
    Прочитав Вашу статтю «Посвящается поколению студентов конца 80-х начала 90-х годов. С любовью и благодарностью.» Згадалася поїздка до Тростянецького художнього музею. Це було в неділю, а в неділю я завжди їздив в Білопілля, до сім’ї, до діток. Почувався відтак досить некомфортно, але Ваше щире захоплення живописом, відвідини справді чудового музею — ніколи не чекав побачити там оригінали — обговорення побаченого, на зворотньому шляху, Ваші тонкі спостереження, роздуми про роль живопису, мистецтва в цілому, не могли залишити байдужим нікого. Я пам’ятаю клуб любителів кіноартхаузу, похід на Дзеркало Тарковського (чи не єдиний раз, коли я зміг доєднатися до групи)…
    Сьогодні якийсь надзвичайно чудовий день.: Моя книжечка лягла на полицю редактора Harper&Collins і я знову зустрів Вас.
    Люба, дорога Ріто Вікторівно, я так радий, що Ви є у нас!
    З любов’ю і безмежною вдячністю,
    Валентин Бут
    https://www.authonomy.com/book/42313/

    • Уважаемый Валентин! Мне было очень приятно и трогательно, что Вы вспомнили меня и всякие наши поездки, посещения музеев. Это было хорошее время, «когда деревья были большие».
      Мы прочитали информацию о книге по ссылке. Очень хотелось бы иметь эту книгу у себя.
      С уважением, Рита Викторовна.

Trackbacks

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: