Посвящается поколению студентов конца 80-х – начала 90-х годов. С любовью и благодарностью.  

Маргарита Сергиенко

Начало или средина 80-х годов прошлого века. Возникает совершенно необыкновенное явление – на свет народилось то, что мы стали называть «бардовской песней». В давние времена кельты называли бардами бродячих певцов и поэтов. К 15 веку это слово приобрело пренебрежительный характер – вагабонды.

Примерно так же сначала относились у нас к поэтам с гитарой. Только не в моем Доме.

За_большим_столом

За большим столом

За большим квадратным столом под абажуром в большой комнате со стенами, вплотную увешанными полотнами сумских художников, собирались студенты английского и физмат факультетов  нашей Альма Матер. Кипели споры и чайники на плите, выпивали море чая с бутербродами с плавленым сыром, почему-то получившими название «Ван Гог».

Теперь я думаю: может быть, вокруг стола собиралось не новое поколение, а последнее перед апокалипсисом воинствующего Интернета и прочих технических радостей. Приходили поэты, художники, барды, девушки, снимавшие удивительные фильмы и проживавшие где-нибудь на Тополях в хатке.

Уже начиналась эпоха повального кофепития как у Ремарка или Хэма. В каждом интеллигентном доме на стене висели или стояли на полках книжных шкафов фотографии Хемингуэя в грубом рыбацком свитере и Высоцкого с гитарой наперевес.

Студенты

Студенты

И самое главное – и студентам и мне было интересно. Читали стихи свои и чужие. Женя Резниченко читал свои опасные стихи о поэзии-бандитке. Игорь Касьяненко пел свои песни. Особенно была популярна песня «Полная сетка шипящих апельсинов». Спорили до хрипоты о стихах поэтов того времени. Сережа Панасовец (Орлов) пел романс на слова «Царскосельского Лебедя» Иннокентия Анненского «Среди миров» на музыку Александра Суханова.

Однажды сыграли «Сцену из Фауста», Маленькие трагедии А.С.Пушкина. Бабуров – Фауст, Резниченко – Бес. Зал был полон. Сидели даже на полу. В ложе гости – преподаватели.

После стихов, песен, чая и споров – десерт в моем исполнении. Я показывала и рассказывала историю русской и европейской живописи – при помощи примитивных слайдов и слайдоскопа.

И тут-то все и случилось. Однажды вечером в пятницу мы рассматривали и обсуждали живопись Пабло Пикассо. Сережа Панасовец, тогда еще первокурсник, очаровался «Девочкой на шаре», кстати, моей любимой картиной. Очаровался, и, пользуясь выходными днями и дешевизной билетов до Москвы – 12 рублей,  поехал смотреть оригинал в Пушкинке.

В следующую пятницу приходит Сережа разочарованный до слез и, как в греческой трагедии, вопрошает: «Рита Викторовна, как Вы могли?! Ведь картина в розовых тонах! А на слайде девочка голубая! И клоун и шар на самом деле розовые!!!»

Но, учитывая примитивность технических средств, наличие любви к искусству и некоторых познаний в нем, меня простили, и продолжали благосклонно разгадывать цветовые ребусы на слайдах.

Как говорил Свирид Петрович Голохвастов – невчоні люди бачуть це як зелене, а ми, вчоні, бачимо це як рябоє.

————————————————————————————

P.S. от Василия Клименко (с благодарностью Рите Викторовне). Хочу сказать несколько слов о дальнейшей судьбе «примитивных» слайдов. Во второй половине 90-х они перекочевали в мою комнату. Дело в том, что я тоже принадлежу к числу тех, в ком Рита Викторовна пробудила страстную любовь к живописи.

Впрочем, все началось намного раньше, во времена, когда я еще был студентом у Риты Викторовны. Я учился на дому. На третьем, кажется, курсе мы проходили тему «Живопись» в рамках практического курса английского языка. Я признался Рите Викторовне, что я полный профан в живописи, и она принесла мне кучу альбомов разных художников. Мы вместе рассматривали картины, и она учила меня понимать и ценить искусство.  Так случилось, что рассуждать о композиции и колорите той или иной картины я впервые начал на английском языке – используя активную лексику из учебника.

А потом, уже после института, были слайды. Рита Викторовна подарила мне все сокровища своей слайдотеки. Мне самому было трудно вставлять слайды для просмотра, и это делала для меня моя 80-летняя бабушка. Ей приходилось терпеливо сидеть час-полтора у слайдоскопа.

Мы смотрели русскую живопись, импрессионистов, Питера Брейгеля Старшего, Пикассо, Рериха. Просмотр слайдов был для меня большим наслаждением и, вместе с тем, танталовой мукой. Мне хотелось рассматривать одну картину часами…. Но держать слайд в слайдоскопе можно была не более нескольких секунд – чтобы он не выгорел в луче яркого света.

А потом пришел Апокалипсис в виде Интернета, и появилась возможность выкачивать репродукции картин из мировой паутины в хорошем качестве. Поначалу связь была ужасная, через городскую телефонную сеть, и соединение часто обрывалось в тот момент, когда картина была выкачана лишь наполовину. И приходилось начинать все заново. Например, чтобы создать у себя на диске подборку картин Сезанна, мне пришлось просидеть несколько часов перед монитором.

Сейчас мне достаточно набрать название того или иного произведения в Гугле – и картина мгновенно будет у меня на экране. Может, поэтому я иногда ощущаю себя немного избалованным и пресыщенным.

А слайды все еще хранятся у меня – под шкафом, аккуратно сложенные в ящики, в которых раньше выращивали рассаду помидоров. Но это неприкосновенный запас. А вдруг все компьютеры когда-нибудь неожиданно поразит какой-то зловредный вирус! Придется снова изучать историю живописи по слайдам…. И зеленое снова станет рябоє…

2 комментария to “Посвящается поколению студентов конца 80-х – начала 90-х годов. С любовью и благодарностью.  ”

  1. Спасибо,Рита Викторовна и Вася! Так повеяло теплом и ароматом тех простых времён…

Добавить комментарий

