Портреты В.А.Серова

Маргарита Сергиенко

Впечатления после лекции нашего обожаемого мэтра Сергея Ивановича Побожия.

Автопортрет, 1880-е

Автопортрет, 1880-е гг.

Первый десяток лет 20 века выдвигает как бы внезапно целый ряд интересных русских портретистов: Сомова, Головина и Серова с его 7 портретами. И это недаром: новое время вызывает новое видение и выражение действительности.

В этих заметках я хочу остановиться на портретной живописи Серова. Меня больше интересуют люди, чем окружающая их природа. Меня поражали всегда портреты, на которых портретируемые представлялись с выразительным и трудным жестом. Например, Гиршман, вынимающий карандаш из кармана визитки.

В. А. Серов Портрет В. О. Гиршмана. 1911 г

В. А. Серов Портрет В. О. Гиршмана. 1911 г.

Или его жена Генриетта Гиршман перед туалетом – она вся в завихрениях палантина и излома руки.

Портрет Генриетты Гиршман

Портрет Генриетты Гиршман

Или портрет молодого Максима Горького в такой динамической позе, возможно, привычной для портретируемого.

Портрет А.М.Горького, 1905 г.

Портрет А.М.Горького, 1905 г.

Все лица на портретах петербуржцев и москвичей отражают их духовный мир. Но как интересно: для портретов Кузьмина, Соллогуба и Добужинского жест не был найден. По мнению Максимилиана Волошина портреты Серова не документальны  по сравнению с портретами Головина и Сомова, портреты которых – человеческая характеристика. У Серова же – характерно эффектные позы.

Я не согласна.  Сергей Маковский, обладая в высшей степени даром объективного наблюдателя, передавал объективные черты трезво и беспощадно правдиво. Серов не довольствовался внешним сходством как Репин. Он добивается синтетической экспрессии.

Но в некрологе на смерть Серова Валерий Брюсов пишет: «Портреты Серова срывают маски…, и обличают сокровенный смысл лица…, сохраняя всю безотрадную правду о людях нашего времени» (1911 год)

И действительно, Серов сыграл значительную роль в искусстве портрета на рубеже 19 и 20 веков. Он начал как новатор и таким остался до конца. Я считаю, что «Девочка с персиками» явила собой этап для всего русского искусства.

Девочка с персиками, 1887 г.

Это был переход от критического реализма передвижников к реализму поэтическому. От трагизма передвижников русских к счастливой живописи европейской. Как его сердечный друг Константин Коровин, Серов склоняется к импрессионизму, но русскому, без французского дробления мазка. Он противопоставляет этому плотно наложенные краски.

Кстати Серов и Коровин были такими неразлучными друзьями, что их часто называли Коров и Серовин.

Став модным портретистом, Серов сталкивается с миром суетности, рисовки, с личинами вместо лиц. Тут и собачки, и лошади, и изощренные позы. Возьмем портрет Ольги Орловой.

Портрет княгини Ольги Орловой. 1911. ГРМ

Портрет княгини Ольги Орловой. 1911. ГРМ

Я вижу ее на грани аристократического изыска и вульгарного шика. Это больше графика. Или, например, Ида Рубинштейн – парадокс и древневосточный рельеф.

После путешествия в Грецию с Леоном Бакстом он пытался поймать  сущность цельного и поэтического взгляда на мир. И нашел его в античности. Моя любимая похищенная Зевсом Европа – это античное панно. Европа одна посреди мира.

Похищение Европы, 1910

Похищение Европы, 1910

И возникает вопрос: что сделало Серова таким художником? Что он привнес в живопись? Может быть, благодаря тому, что он стоял в стороне от общего развития живописи, ему удалось объединить два столетия в изобразительном искусстве. А может быть, благодаря ему появилось требование к художнику не изображать сцены из реальной жизни, но перефразировать жизнь и искать новый символизм, новую мифологию и поэзию – не исторические картины, но изначальное, как у Леона Бакста и Валентина Серова – «Древний ужас», «Похищение Европы», «Одиссей и Навзикая».

Леон Бакст Древний ужас, 1908

Леон Бакст Древний ужас, 1908

Валентин Серов. Одиссей и Навзикая  1910 г.

Валентин Серов. Одиссей и Навзикая 1910 г.

Серов ввел новый метод видения современной действительности, не нарушающий канонов живописи ни русской школы, ни учителей, и заразил этим новое поколение художников,.

Этим он облегчил путь молодым художникам.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: