Знакомьтесь: новые жители «Культурного острова»!

Василий Клименко

29 января в литературной гостиной библиотеки банковской академии подводили итоги ушедшего 2014 года. В рамках проекта Агентства Творческих Событий «Культурный остров» были представлены  сумчане, сделавшие значительный вклад в культурную жизнь города в прошлом году. Нужно сказать, что 2014-й был очень трудным годом в жизни нашей страны, но тем примечательней достижения людей, которые в это непростое время смогли сосредоточиться на творчестве.

Организация фестивалей, популяризация классической музыки и киноискусства, живопись, фотография, современное искусство, в котором на первый план выступает не законченное произведение, а само событие, творческий акт художника – вот диапазон явлений, отмеченных в рамках проекта. Примечательно, что почетное место среди них заняло волонтерское движение. В 2014-м это движение стало играть заметную роль в жизни украинского общества.

С творчеством большинства лауреатов я имел возможность познакомиться в течение последних двух-трех лет. Я слушал в «Саду сходящихся тропок» концерт дуэта «Два рояля» в составе Людмилы Скрынник и Елены Антонец (номинация «Команда»). Мне повезло побывать на концертах последнего из фестивалей «Бах-Фест», неизменным организатором которых является Орест Коваль (номинация «Музыка вечна). Именно благодаря этим людям я впервые открыл для себя мощь классической музыки.

В том же «Саду сходящихся тропок» я присутствовал на заседаниях возрожденного киноклуба «Кадр», организатором и вдохновителем которого является Александр Гвоздик (номинация «Синемагия»). Особенно мне понравился просмотр фильма Геннадия Шпаликова «Долгая и счастливая жизнь». А в сочетании с комментариями Александра, фильм дал превосходную возможность заново окунуться в уже ушедшую эпоху.

На «Культурном острове» я лично познакомился с Дарьей Безкостой (номинация «Добрая фея»), о творчестве которой я много слышал, и картины которой я видел на выставке в городской галерее. Не могу не восхищаться тем, что она делает. И хотя мне в моем желании заняться живописью тоже пришлось преодолеть некоторые трудности, связанные с моим физическим состоянием, я ни в коей мере не смогу сравнить свое продвижение с тем, что смогла и достигла Дарья. О том, что она не только пишет картины пальцем ноги, но и постоянно занимается благотворительностью, я узнал уже непосредственно на церемонии награждения лауреатов проекта. Несомненно, она достойна занять самое высокое место на Острове.

С работами фотохудожницы Елены Алмазовой (номинация «Ловец невидимок») я имел возможность познакомиться во время одной из ее выставок, которая тогда была всеми признана «эпатирующей». Возможно, именно поэтому у меня сложилось противоречивое впечатление. С одной стороны, я увидел высокое мастерство фотохудожника. С другой – в сюжеты некоторых из ее снимков, представляющих обнаженное тело человека, у меня не было большого желания вглядываться. И все же они запечатлелись в памяти. Возможно, когда-то в будущем они помогут понять мне что-то очень важное….

На любом острове должны быть не только открытые пространства, но и укромные пещеры для уединения. Творчество Надежды Белокур (номинация «Сталкер») показалось мне подобной пещерой. Именно показалось, потому что ни из рассказа на церемонии, ни из интервью с Надеждой на сайте АТС я так и не смог сложить для себя более или менее полное представлении о ее «мирах». «Ультрафиолетовая  живопись», «Планета УФ» – даже не знаю, смог бы я почувствовать себя в них «своим». К сожалению, я воспитан на более традиционном искусстве и только в недавнее время стал присматриваться к таким диковинкам как ленд-арт, перформанс и подобные им вещи. Может быть, все еще у меня впереди….

И, конечно же, я не перестану благодарить людей, которые окружают меня и которые все вместе достойны номинации «волонтер». Я уже писал на сайте исторического клуба, что именно благодаря моим друзьям я в прошлом году смог побывать и в галерее «Наша», которая находится в подвале под зданием католического храма, и в областной библиотеке – в тех местах, которые я никогда не мечтал покорить в моем инвалидном кресле. Очень хорошо, что и на культурном острове есть теперь волонтеры.

И, наверно, всем островитянам следует помнить, что Остров не есть пространство, полностью отделенное от большой земли, что он соединен с материком множеством мостов и мостиков, и что они сами являются такими мостиками. Обстоятельства, связанные с нынешней войной в Украине, не могут не отзываться болью и на Острове.

Кстати, когда-нибудь нагряну на Остров с особой проверкой – посмотреть на состояние пандусов, предназначенных для художников с особыми потребностями.

На церемонии награждения лауреатов «Культурного острова» была вручена еще одна награда. Ее получил победитель конкурса «Колибри 2014» по версии авторского жюри Сергей Коровенко. Должен признаться, что с его конкурсным рассказом я познакомился уже после церемонии. И еще раз убедился в том, что в малую форму можно вложить очень глубокий смысл.

Добавить комментарий

