Приоткрывшаяся дверь или Второе заседание киноклуба «Кадр»

Василий Клименко

В воскресенье 21 декабря в «Саду сходящихся тропок» у Ирины Проценко мы смогли увидеть ряд волнующих кадров из уже ушедшей эпохи, которая является  нашим общим «безвозвратным прошлым». Вниманию присутствующих был представлен фильм Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь», снятый в 1966 году.

Фильм был показан в рамках второго заседания возрожденного киноклуба «Кадр», история которого начиналась в 80-е годы прошлого столетия.

В начале заседания организатор, идейный вдохновитель киноклуба Александр Гвоздик и писатель, блоггер Евгений Фулеров представили два видеоролика, составленные из эпизодов фильмов периода оттепели. Они как бы подготовили зрителей к восприятию фильма. Об этих роликах я еще скажу несколько слов в конце данной заметки.

А потом Александр Гвоздик рассказал историю жизни Геннадия Шпаликова – трагическую историю человека, таланту которого так и не дали раскрыться в полной мере. Фильм «Долгая счастливая жизнь» так и остался единственной авторской работой Шпаликова в кино.

Стихи Геннадия Шпаликова замечательно прозвучали в исполнении участников театра поэтической песни “La Chanson” Виктора Сыроватского и Сергея Городничего.

А затем настала очередь просмотра самого фильма, который удивил меня более всего. И удивил приятно. Можно сказать, что сюжет более чем банален: случайная встреча двух людей, взаимная симпатия, потом отчуждение, разлука. Но главное все же не драматургия диалога. И не действия главных героев. Всю историю «рассказывает» видеоряд – мокрое стекло автобуса, поверхность реки в пасмурный день, случайные взгляды прохожих….

В первой половине царит энтузиазм встречи. И вместе с тем разыгрывается драма, которую символически повторяет пьеса «Вишневый сад», неизвестно в который раз идущая на сцене театра. Ритм этой части – постоянное движение вперед, в ту самую «счастливую жизнь», дверь в которую неожиданно приоткрылась для героев.

Во второй половине фильма мне особенно понравился следующий эпизод: герои сидят за столиком в кафе, а вокруг них по периметру некоего воображаемого пространства постоянно движется группа людей, делающих утреннюю гимнастику. Эпизод выглядит гротескно. Герои почти неподвижны, они уже выпали из общего ритма, и между ними разыгрывается последняя часть драмы – отчуждение.

Фильм показался мне удивительно современным: движения души героев переданы через движения окружающих предметов. Душа как бы отчасти растворена в них, и, вместе с тем, остается цельной. После просмотра фильма у меня напрашивалось сравнение с Тарковским. Но если Тарковский – анализ, то здесь – синтез. Предваряя фильм, Александр Гвоздик говорил о том, что в своем творчестве Шпаликов приблизился к чеховскому пониманию трагичности человеческой жизни. Наверно, и синтез у него тоже чеховский…

Фильм Шпаликова, равно как и жизнь его автора, отразил, как мне показалось, противоречие того времени – открывшуюся в период оттепели возможность «счастливой жизни» и последовавший за этим политический и душевный холод.

А теперь самое время сказать несколько слов о клипах, предварявших показ фильма. Несмотря на то, что их показ был задуман как отражение эпохи 60-х – 70-х годов прошлого века, они выглядели удивительно «по-сегодняшнему». Дело, как мне кажется, именно в цитатности, в вырванности отдельных эпизодов из общего контекста. При этом, если, например, клип, собранный из фотографий, выглядит цельным благодаря тому, что каждая фотография «останавливает» зрителя, то видео вовлекает в динамику, которой должен быть положен предел.

Мне кажется, в клипах красноречиво отразился пост-модернизм в современном взгляде на прошлое. Впрочем, может именно это и входило в замысел организаторов вечера. Взвесить на весах прошлое и настоящее. Чтобы каждый мог выбирать то, что ему больше по вкусу….

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: