6 ноября — день рождения Константина Тона

Составила Ирина Фомина

6 ноября 1794 года в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира, родился русский архитектор Константин Андрееевич Тон . Среди его наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец.

Константин Андреевич Тон прожил большую и счастливую творческую жизнь. Воспитанник Петербургской Академии художеств, он в середине XIX столетия возглавил ее, заняв пост ректора по части архитектуры.

На самые высокие ступени архитектурной иерархической лестницы К. А. Тону помогла подняться заслуженная слава создателя и лидера официально признанного «русско-византийского стиля» — направления, сумевшего наиболее полно выразить в области зодчества периода господства эклектики идеологическое содержание правительственной программы, суть которой определила известная триада — «православие, самодержавие, народность».

ТОН ПОРТРЕТ

Константин Тон. 1820-е годы.
Портрет работы Карла Брюллова

Наиболее крупные и значительные постройки Константина Тона были осуществлены в Москве. Кроме храма Христа Спасителя это еще и комплекс Большого Кремлевского дворца с Оружейной палатой. Но К. А. Тон прежде всего петербургский мастер. Петербургу он принадлежит по рождению; в этом городе он воспитывался и учился профессии зодчего; в Петербурге работал и как педагог, и как художник.

Кроме Константина  в семье  было еще два сына — Александр и Андрей. Все трое братьев стали архитекторами. Как и Константин, Александр достиг в своей карьере профессорской должности, но работал не только как архитектор, но и как график. Андрей, закончив учение, переехал в Харьков, был профессором университета. Константина определили в Академию художеств в возрасте девяти лет, как допускали нормы академического устава начала XIX в. С 1809 года он начал заниматься архитектурой под руководством А. Н. Воронихина.

За успехи в обучении ему было присвоено звание художника 1-й степени, что давало право на поездку за границу «для усовершенствования в искусствах» в качестве академического пенсионера. Однако совершить такую поездку сразу по получении звания художника Тону не удалось: у Академии в то время не нашлось средств для выплаты соответствующего пенсиона. В мае 1819 года ему удалось наконец отправиться в пенсионерскую поездку.

За границей К. А. Тон пробыл почти десять лет. Жил он, как и другие академические пенсионеры, преимущественно в Италии, занимаясь там изучением памятников искусства античности и Возрождения. Исследования античных развалин, предпринятые Тоном, позволили ему разработать проекты реставрации святилища Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатине в Риме.

В декабре 1828 года К. А. Тон возвращается в Петербург.

Тон в 1830 году был удостоен звания академика. Со следующего года он начал преподавать в архитектурном классе, а еще два года спустя занял в Академии должность «профессора 2-й степени». Преподаванием К. А. Тон занимался фактически до конца жизни, воспитав за это время много молодых мастеров архитектуры. В 1830-х годах творческая деятельность К. А. Тона оказалась связанной с романтическим направлением, развивавшимся в русском искусстве.

К этому же времени относятся первые, еще не подкрепленные солидными научными данными попытки реставрации древних сооружений. В 1826 году к историко-архитектурным исследованиям был привлечен также и архитектор Н. Е. Ефимов. За их работами заинтересованно следил император Николай I, много внимания уделявший искусству. Именно император принял окончательное решение о «возобновлении» Десятинной церкви в Киеве, раскопками древних фундаментов которой занимался Н. Е. Ефимов. «Возобновление», а точнее — строительство новой Десятинной церкви началось в августе 1828 года, но по проекту не Н. Е. Ефимова, а В. П. Стасова.

В 1830 году, который оказался столь знаменательной вехой в биографии К. А. Тона, проводился еще один очень важный архитектурный конкурс. Его целью была разработка проекта храма Христа Спасителя в Москве, задуманного как памятник победе России в Отечественной войне против наполеоновской Франции. В конкурсе наряду с К. А. Тоном приняли участие и другие петербургские и московские архитекторы. 10 апреля 1832 года Николай I начертал на окончательном варианте проекта К. А. Тона одобряющую резолюцию. Но, проектируя московский храм, архитектор стремился использовать другие, чем прежде, композиционные принципы: теперь он вдохновлялся не изощренными в своей декоративности церквами XVII века, а стремился подчеркнуть сходство созданного им образа с могучими кремлевскими соборами.

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Храм Христа Спасителя

Этому способствовали и монументальные пропорции основного объема здания, и относительная скупость внешней декорации. Зато внутри храм должен был поражать великолепием декоративной отделки, разнообразием отделочных материалов, красочностью росписей. Детализация общего замысла К. А. Тона, разработка рабочих чертежей и шаблонов, эскизов внутреннего убранства, наконец, исполнение проекта в натуре — все это потребовало многих лет напряженного труда большого коллектива архитекторов, техников, живописцев, каменщиков и мастеров других специальностей. Всей этой армией строителей и художников умело руководил К. А. Тон, а в его отсутствие наблюдение за строительными работами вели его помощники.

280px-Moscow_-_Cathedral_of_Christ_the_Saviour

Храм Христа Спасителя. Современный вид

Сооружение храма после выполнения необходимых предварительных работ началось в 1839 году. Вчерне здание было построено к середине 1850-х годах, после чего приступили к отделке и украшению интерьеров. И только в 1881 году проектный замысел был осуществлен полностью. А в самом начале того же года — 25 января — К. А. Тон скончался. Вот почему совершенно справедливо утверждение, что создание храма Христа
Спасителя стало поистине делом всей жизни зодчего. И все же это дело было далеко не единственным. По размаху и интенсивности строительных работ с сооружением храма Христа вполне сопоставима другая московская стройка тех же лет — возведение грандиозного комплекса Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты.

0_2f354_ce3e7921_XL

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: