Тайна личности и тайна места. Презентация альбома «Сумщина в судьбах трех гениев»

Василий Клименко

В воскресенье 28 сентября в доме у Ирины Проценко состоялась презентация альбома «Сумщина в судьбах трех гениев», главными героями которого стали Чайковский, Чехов и Рахманинов. Альбом представляли авторы – заслуженные деятели искусств Украины, доценты факультета искусств СГПУ им.А.С.Макаренко сестры Валентина и Людмила Макаровы. Еще один автор книги – краевед, руководитель издательства «Рідний край» Виталий Шейко. Кроме рассказа о только что вышедшем в свет альбоме присутствующие услышали концерт классической музыки в исполнении авторов и отрывки из писем героев альбома.

Мы смогли насладиться музыкой Чайковского и Рахманинова в исполнении трио в составе: Людмила Макарова (пианино), Валентина Макарова (скрипки) и солистки филармонии, концертмейстера камерного оркестра «Ренессанс», Ларисы Ивановой (виолончель). Прозвучали романсы в прекрасном исполнении солисток филармонии Дарьи Петренко и Татьяны Ластовецкой. Партию фортепиано исполнил солист филармонии заслуженный артист Украины Александр Желудков

Во время презентации я размышлял о том, что художник творит не в вакууме. На него влияют встречи с другими людьми, те или иные жизненные обстоятельства. И не в последнюю очередь – место и местность.

Альбом сестер Макаровых – как раз о влиянии, точнее сказать, взаимодействии такого рода. Наверно нельзя точно ответить на вопрос о том, что значили Тростянец и Низы для Чайковского, Лебедин для Рахманинова или Лука для Чехова. Но, например, тот факт, что Рахманинов создал значительную часть своих произведений в период пребывания в Лебедине, говорит в пользу того, что связь между тайной творческой личности и тайной места все же существует.

Впрочем, музыка сама по себе есть уже форма существования вне конкретного времени и места. Я не могу причислить себя к ценителям классической музыки, но в последнее время именно слушая классику вживую, я открываю для себя некое иное измерение бытия, помогающее мне противостоять тягостному впечатлению от противоречивых и во многом трагических событий наших дней.

Так произошло и на вечере у Ирины Проценко.

Программа вечера  состояла из трех частей, каждая из которых была посвящена одному из трех героев альбома. Благодаря этому мне представилась возможность сравнить музыку Чайковского и Рахманинова. Должен сказать, что в мир Рахманинова мне оказалось легче войти. У Чайковского я услышал нежность, чувства глубоко личные, интимные, с которыми нужно еще научиться дышать в унисон. У Рахманинова – чувство диссонанса и тревоги, такое близкое сознанию современного человека и одновременно поднимающее это сознание на непривычную для него высоту. Повторюсь, это все впечатления дилетанта, опыт общения которого с классической музыкой практически равен нулю.

Музыку очень хорошо дополнили отрывки из переписки Чайковского, Рахманинова и Чехова в исполнении супружеской четы — заслуженного артиста Украины Валерия Микитенко и заслуженной артистки Украины Людмилы Ракуты.

Сильное впечатление – контраст между стилем переписки Чайковского и Чехова. В письмах Чайковского и Натальи фон Мекк – длинные периоды, речь, отталкивающаяся от условностей современного общества,  пользуясь которой, чувство пытается выразить себя описательно из-за страха банальных слов и выражений. У Чехова и Ольги Книппер – короткие фразы, самоирония, шутливые словечки, за которыми скрывается подлинное чувство.

И в музыке – несмотря на то, что с одной стороны она как бы вне времени – и в письмах чувствовалось дыхание времени, переход от одних форм выражения к другим. И еще впечатление – вечер соединил прошлое с будущим, благодаря музыке и текстам оживил образы людей из далекого прошлого. И примечательно то, что все это произошло в доме у Ирины Проценко, в месте, где я уже не раз имел возможность соприкоснуться с чудом живой музыки.

На первый взгляд может показаться, что альбом, изданный сестрами Макаровыми и Виталием Шейко, не совсем ко времени в наши дни, когда мысли большинства людей заняты повседневными заботами о выживании, когда в жизни царят совсем другие ритмы, представления и идеалы. Но мне все же кажется, что воплощенная в альбоме идея соединения тайны личности и тайны места очень актуальна и важна для Сумщины и всех нас, живущих здесь. Быть может, прочитав о том, что край, в котором мы живем, оказался благодатным для творчества таких великих людей, мы сможем посмотреть на него другими глазами и оценить его по достоинству.

Реклама

2 комментария to “Тайна личности и тайна места. Презентация альбома «Сумщина в судьбах трех гениев»”

  1. Какая у тебя хорошая статья получилась, Вася))) Ну, что я могу добавить… Повезло дому в Саду в тот вечер. Поистине, повезло))

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: