Обзор недели с 6 по 12 сентября. Заметки рассеянного редактора.

Василий Клименко

1. Вчера вечером я понял, что я очень рассеянный человек. Целый день собирался на концерт фортепианного дуэта «Два рояля» в составе Людмилы Скрынник и Елены Антонец. Но получилось так, что я попал только на заключительную часть концерта. Сначала мне сказали, что концерт будет возле Муниципальной галереи. К тому же, в анонсе на сайте АТС я увидел фотографию: дуэт выступает перед входом в галерею. И поленился прочитать анонс до конца. В результате большую часть концерта я просидел с этюдником неподалеку от галереи. А когда наконец не выдержал и поинтересовался, будет ли выступать фортепианный дуэт, оказалось, что концерт проходит в помещении галереи, и что он уже в самом разгаре.
Поэтому мне досталась лишь малая часть великолепного угощения в виде музыки Бетховена. Слушая музыку, я думал о том, что она как бы царит над всеми сегодняшними бедами, над войной и ее смертями. А когда в конце выступления была исполнена импровизация на тему, как мне показалось, украинских народных песен, мне подумалось, что эта музыка тоже царит, но на иной манер. Это было утверждение простой повседневной жизни, которая продолжается вопреки всему.

2. А перед концертом в галерее проходил благотворительный аукцион в пользу сумских военнослужащих, которые сейчас находятся в зоне военных действий на востоке Украины. Это уже второе подобное мероприятие. О первом аукционе я писал в предыдущем обзоре. Подробная информация о втором аукционе должна вскоре появиться в прессе и в Интернете.

3. На прошедшей неделе, а точнее 7 сентября, исполнилось 202 года со дня Бородинского сражения, самого кровопролитного из однодневных сражений в истории.
А в 1837 году в этот же день состоялась закладка грандиозного Храма Христа Спасителя, приуроченная к 25-летию Бородинского сражения. К сожалению, в 20 веке этот храм приобрел иное значение. В годы советской власти он был разрушен, а впоследствии стал символом прерванной духовной традиции

4. Любопытный факт: 7 сентября оказался богатым на появление национальных символов. В России – Бородинское сражение, закладка Храма Христа Спасителя. А в 1860 году в этот же день во время визита в Канаду принца Уэльского впервые в качестве официальной канадской эмблемы был использован кленовый лист. И еще: в 1813 году выражение «Дядя Сэм» было впервые связано с правительством США. Согласно информации, которую я нашел в Википедии, в период второй англо-американской войны, начавшейся в 1812 году, поставщиком мяса для американской армии был некий Сэмюэл Уилсон. На бочках с мясом было написано US (United States). Сторож-ирландец считал, что эта надпись обозначает поставщика и читал её как «Uncle Sam Wilson», то есть «дядюшка Сэм Уилсон». 15 сентября 1961 года Конгресс США вынес постановление считать дядюшку Сэма Уилсона прародителем национального символа Америки Дяди Сэма.

5. В этом обзоре не могу не сказать о том, что 9 сентября – день рождения Льва Толстого. Лично для меня он – автор книги, которая научила меня думать. В девятом классе я по школьной программе проходил «Войну и мир». Рассуждения автора об исторических закономерностях настолько поразили меня, что я даже пытался спорить с великим писателем. Эта книга впервые пробудила во мне любовь к чтению.

6. А вот тема, которую подсказала мне Маргарита Сергиенко. Во время разговора о книге Льва Толстого и о нынешнем нашем неспокойном времени, она вспомнила речь Уинстона Черчилля… о том как нужно чистить пуговицы на гвардейском мундире. В самое тяжелое время Второй мировой войны, когда британские города постоянно бомбили, когда люди были растеряны, Черчилль произнес в парламенте длинную речь о том, как чистить пуговицу, как держать ее в руке и какие мази использовать…. И народ понял послание своего лидера: несмотря на бедственное положение, жизнь продолжается, и нужно стремится к тому, чтобы пуговицы были  начищены до блеска.
После концерта в муниципальной галерее мне пришло голову следующее: музыка Бетховена в чем-то подобна этим сияющим пуговицам. Многим она может показаться излишней в наше время. Но нужно все-таки иногда подниматься на ее высоту, чтобы были силы преодолеть тяготы и противоречия наших дней.

2 комментария to “Обзор недели с 6 по 12 сентября. Заметки рассеянного редактора.”

  1. В одной новелле-автора не помню- описан такой момент: фашисты на расстрел выстроили камерный оркестр варшавской оперы и приказали играть Моцарта. Старый дирижер-еврей услышал фальшивую ноту и, с деликатной строгостью, сделав музыканту замечание, продолжил свою работу… Предсмертную.

Добавить комментарий

