Безвозвратное прошлое. Размышления после творческого вечера Евгения Фулерова

Василий Клименко

Уже второй раз мне приходится писать о том, что в саду у Ирины Проценко я стал свидетелем не совсем обычного события. И опять возникает желание разобраться: что же именно произошло?

В программе, которую 15 августа Евгений Фулеров представил вниманию собравшихся, звучали песни в жанре городского романса, а также отрывки из книги Александра Черкасова «Записки охотника восточной Сибири». Прозу Черкасова мы услышали в прекрасном исполнении народного артиста Украины Валентина Бурого. Евгений подготовил подборки фотографий (не знаю, можно ли назвать их клипами) к своим любимым песням в исполнении Подболотова, Смольяниновой, Ивашова.

Благодаря отрывкам из книги я имел возможность совершить прогулку по тайге, услышать крик зовущего на помощь и самому поспешить на этот крик. А слушая песни, я не раз приятно удивлялся удачно подобранным фотографиям, которые, как мне показалось, попадали прямо в точку. Поразила подборка картин Ирины Проценко. Уже знакомые детали выстроились в новый, печальный и в то же время сказочный образ.

В начале вечера Евгений сказал о том, что эта программа –  как бы его исповедь, раскрытие его внутреннего мира  через произведения, которые являются, как он сам выразился, определенным «потолком» в его жизни. Именно поэтому я пытался расслышать в каждой песне голос не только исполнителя, но и самого создателя всего этого действа.

Но расслышал намного большее – голос прошлого. Безнадежно утерянного. Так, словно бы мне его показали с огромного расстояния. И дело даже не во внешних изменениях, происходящих теперь в нашей жизни. Не в том, например, что мы, как сказал Евгений, последнее поколение, которое слышало исполнение песен «вживую» — за праздничным столом, в городе, на берегу реки. После вечера у меня было такое ощущение, как будто что-то безвозвратно изменилось в нашей жизни в последний год в связи с событиями в Украине и в мире. Как будто целый пласт нашего общего бытия окончательно оказался в прошлом.

Евгений назвал свою исповедь сентиментальной. Обычно я не люблю сентиментальности и пафоса, но в этот раз они меня не ранили и не раздражали. Возможно, в первую очередь из-за расстояния, из-за того, что все увиденное и услышанное мной, было как окно в иное измерение, в которое мне не суждено попасть. Но какой свежестью повеяло из него в наши дни, когда мы каждый день слышим в выпусках новостей о новых жертвах войны!

Мы  смотрим в будущее со страхом и надеждой. Пытаемся воплотить свои планы в жизнь, оградить себя от грядущих несчастий, подлинных или мнимых. Чтобы понять происходившее в тот день в саду у Ирины Проценко, нужно было забыть о заботах и переключиться на другой ритм.

Должен признаться, что сам я тоже постоянно живу будущим. Пережитое и осмысленное навсегда остается в прошлом, и я спешу навстречу новым впечатлениям. Иногда просто некогда оглядываться.

А здесь я встретился с чем-то, прямо противоположным моим внутренним устремлениям. Наверно, я никогда не стал бы сам слушать городской романс, не читал бы «Записки охотника»…. Но все эти элементы, будучи собраны воедино, произвели на меня огромное впечатление.

Одна, на мой взгляд, очень важная мысль прозвучала в самом начале встречи. Евгений сказал, что не любит Достоевского и что любить его – все равно, что любить боль в печени. Вся встреча получилась именно «анти-достоевской» – без копания в своей собственной душе и в прошлом, без отыскивания в прошлом всевозможных бездн, которые в нем наверняка есть и которые привели ко всем тем несчастьям и бедам, которые мы испытывает сегодня. Но  именно благодаря этой «анти-достоевской» направленности образ прошлого получился удивительно цельным, и результатом встречи стало ощущение катарсиса, освобождения от  слишком тягостной погруженности в сиюминутные проблемы.

После встречи всем пришлось вернуться в мир, где идет война, где всеми нами правят обиды, старые и совсем свежие. И возникает вопрос: неужели то чувство освобождения, которое я испытал на вечере – всего лишь самообман? Как все зыбко и неоднозначно в нашем мире сегодня. Хочется верить, что все-таки не самообман….

4 комментария to “Безвозвратное прошлое. Размышления после творческого вечера Евгения Фулерова”

  1. Рада, Вася, что тебе понравился вечер))) Я, не удивляйся, ничего путного о самом вечере сказать не могу-только из разноречивых — резких и хвалебных — коментов, некоторых замечаний по телефону и восторгов тоже по телефону пытаюсь что-то понять для себя… А всё потому, что мои мысли были заняты мыслями другого плана: недостаточно звучали «верхи» в аппаратуре, не растопчут ли гости после представления провода на полу… каким образом подавать чай, если будет антракт и пр, и пр… Но всё, что ты пишешь я ощущала на репетиции Евгения и Валентина)) Особое эстетическое удовлетворение получила от видео. С фотографиями актёров просто замечательный фильм своими эмоциональными акцентами…

    • Ирина, то, что ты пишешь, вполне естественно. Ведь ты была ответственна за организацию вечере. А ведь говорят, что сам сапожник часто остается без обуви. Зато складывание цельной картины из комментов и замечаний по телефону — это уже современное искусство….)))
      Фильм с фотографиями актеров — замечателен. Меня особенно поразило появление в нем Высоцкого и Валентина Бурого…

  2. Василий, ваш отзыв такой, что иначе, как аванс на будущее мне его и принять неловко. В любом случае, спасибо.
    Рад, что мы с вами оказались в жизни на одной волне. Я это и раньше почувствовал, когда читал ваши стихи, которые публиковались на АТС.
    Несколько стихотворений мне были близки, понятны и очень понравились.
    Были стихотворения не до конца мной понятые. Однако ни одно из стихотворений не вызывало чувство неприятия. Поэтому я и подумал, что мы где-то на одной волне в жизни.
    Совсем недавно я прочитал великолепное ваше стихотворение. Вот строфа из него:

    «Я видел
    Хитрых хорьков злобы,
    Прячущихся в темных лесах безвременья,
    Готовых перегрызть опоры моста,
    Соединяющего будущее с прошлым,
    Но эти опоры затопила река забвенья,
    На время скрыв их от злобы».

    Если бы нужный человек написал под этот стих музыку, эта вещь могла бы стать одной из лучших в истории русскоязычного рока. Композитор нужен!

    Надеюсь на нашу встречу в ближайшее время.

    • Евгений, я тоже рад тому, что мы оказались на одной волне. Наверно, в этом состоит чудо искусства…
      А том, что все написанное — еще и аванс на будщее, тоже есть своя доля истины. С нетерпением жду продолжения!
      Очень польшен тем, что мой стих, по вашему мнеию, может служить основой для песни. Хотя рок для меня, в течение долгих лет жившего поэзией Серебряного века, очень далекая страна. Впрочем, каких только сочетаний иногда не бывает в жизни.

Добавить комментарий

