«Отражение» Билла Виолы. К восьмой лекции С.И.Побожия в муниципальной галерее

Два отклика на лекцию Сергея Ивановича Побожия, посвященную творчеству Билла Виолы

——————

Маргарита Сергиенко

Меня действительно поразило искусство Билла Виолы. Оно помогло определиться с пониманием фильмов Тарковского, Параджанова, поэзии Арсения Тарковского, украинских поэтов 60-70 годов.

1024px-BillViola

Билл Виола

англ. Bill Viola

Здесь картины зачаровывают, предлагают остановиться и спокойно рассматривать, отдыхать, никуда не торопиться. Может, Виола хотел возвратить то время, когда из Москвы в Петербург добирались за несколько дней, рассматривая рощи, закаты, рассветы и печаль осенних полей. Но сейчас это утеряно. Все, что ты и можешь — рассматривать из окна вагона картину земли, рощу лесных посадок вдоль дороги. Нам некогда остановится, осмотреть, из чего состоит наше окружение. Все как смазанные рисунки бегущей собаки с мельканием сорока ног, как у Д. Балла. «Динамизм дога на сворке» или Поллака и его трансформы.

Разглядывая пруд и человека, спускавшегося и медленно выходящего на берег, ты как будто находишься в детских снах, когда ты счастливый летал. Ты переживаешь вес спектр чувств – ожидания, раздражения, свершения, изменения ритмов. Твоя душа и дух оживают и, оттаивая, выходят к финалу этого видео.

img-127863-c81e728d9d

Билл Виола. Отражение. 1977 – 1979 годы. Кадр из арт-фильма

Редкое явление, когда анонс произведений художника оправдался – действительно ты не переживал подобного доселе.

Среди множества видео можно выбрать себе для себя. Спасибо!

————————————————————-

 Василий Клименко

28 мая состоялась последняя, восьмая лекция из цикла  «Имена», представленного искусствоведом Сергеем Ивановичем Побожием. В очередной раз мне повезло стать участником путешествия, подарившего мне неожиданные открытия.

Нерв современного искусства – в постоянном экспериментаторстве, поиске новых путей. И немалое влияние на этот поиск оказывает технический прогресс – и своим воздействием на мироощущение художника, и теми новыми возможностями, которые он ему предоставляет. Когда-то изобретение тубы для масляной краски сделало возможным работу над картиной на пленэре. Теперь все более усовершенствованные способы фото- и видеосъемки дают художнику возможность транспортировать фрагменты самой жизни к себе в мастерскую. И подвергать их всевозможным трансформациям. И опять возникает вопрос: где искусство, а где – нет.

Для представителей неоавангарда  60 годов прошлого века ответ был прост: искусством является все то, что выставляется в художественной галерее. В этом подходе есть свой момент истины, так как любой фрагмент подлинной реальности, будучи противопоставлен привычным, зачастую формальным, способам выражения, приобретает силу жеста, на который нельзя не обратить внимания.

JannisKounellis

Яннис Кунеллис

Jannis Kounellis

Живые лошади и запах навоза, представленные Кунеллисом в картинной галерее – именно жест, который имеет значение лишь в определенном контексте, в присутствии традиционного искусства как «условного противника».

mabate2

Яннис Кунеллис. Лошади, выставленные в галерее L’Attico в Риме в 1969

И кроме вполне закономерного вопроса о содержании этого жеста, нужно подумать еще и о том, сможет ли жест обрасти новой формой и вырваться за предел конкретного контекста. Разложенные на шинелях камни в исполнении того же Кунеллиса заставляют вспомнить японский сад камней. Но контекст, в котором эти камни «говорят» с нами, слишком узок и лично мне не позволил вырваться за рамки относительного и сиюминутного к абсолюту.

Неоавангард Кунеллиса и Бойса, как я его понял, есть попытка заменить в искусстве эстетические рамки социальными.

Beuys-Feldman-Gallery

 

Йозеф Бойс.

Joseph Beuys

Взятый художником фрагмент реальности осмысливается не в рамках художественной формы произведения, а в рамках социального события. В этом новом искусстве также возможен выход из относительного к абсолюту, но он может произойти лишь в случае, если зритель сам причисляет себя к группе, принимающей участие в событии. Вместо преемственности произведений возникает преемственность событий. Классическое произведение можно вос-произвести, пересоздать в соответствии со своими субъективными потребностями, находясь в полном одиночестве, наедине с Богом. Для события же нужна группа. Миф тоже был таким событием для группы людей. Но миф всеобъемлющ. Событие же хочет быть мифом, не вовлекая человека целиком. Иначе это была бы уже религия.

Черный Квадрат Малевича был и произведением, и событием одновременно. Как событие, жест, это отрицание традиции реалистического искусства. Но это отрицание происходит в рамках картины как традиционной формы. Произведения К.Малевича и В.Кандинского еще вызывают ассоциации с архитектурой и музыкой. Но Квадрат своим абсолютным отрицанием освобождает место для чистого события.

Неоавангард уже не спорит с художественной формой по сути. Он протестует против коммерциализации искусства. То есть, главный конфликт происходит опять-таки не в эстетической, а в социальной плоскости.

Видеоарт также появляется как протест против коммерческого кино. Кроме того, он вырастает из тех же форм – инсталляции, перформанса, хэппеннинга, суть которых Сергей Иванович так хорошо объяснил на одной из предыдущих лекций. Но в произведениях Билла Виолы огромную важность приобретают еще и протяженность во времени и одновременно ограниченность временного отрезка.

Арт-фильм должен длиться не более 15 минут. И за это время в сознании зрителя возникает бесчисленное количество ассоциаций. Фильм воздействует на подсознание. Виола сознательно организует видеоряд таким образом, чтобы добиться наибольшего воздействия на психику. В противоположность размыванию грани между искусством и неискусством вдруг возникают новые рамки и ограничения.

Образы произведений Билла Виолы близки творчеству Андрея Тарковского. Недаром сам Виола назвал своего сына Андреем – в честь великого кинохудожника.

Любое произведение искусства – отражение какой-то реальности. И вдвойне интересно, когда темой становится само отражение. «Отражение» Билла Виолы построено на обманутом ожидании.

Мы видим бассейн. На дальнем плане какие-то заросли. Заросли отражаются в бассейне. К воде подходит человек. Прыгает в воду, но зависает над самой ее поверхностью. Так, словно бы остановили кадр. И лишь через два-три мгновения мы осознаем, что и задний план, и отражения в бассейне продолжают жить своей жизнью – рябь на воде, некто уходящий вдаль по тропинке, на которую мы раньше не обратили внимание, капля, сорвавшаяся с невидимой ветки, круги на поверхности…. И все это – под аккомпанемент неутихающего шума моторов – то ли вертолет завис над бассейном, то ли вся машинная цивилизация пришла разрушить целостность отражения.

Мы как бы переключаемся с главного действия на второстепенные, но напряжение не снимается. И когда в конце фильма человек выныривает из воды, мы понимаем, что это финал…. Но вопросы остаются с нами.

Где-то к концу просмотра я вспомнил почти одноименное произведение Игоря Шкляревского.

Вижу дыма тяжелые тучи,

Отражается молнии блеск.

Вижу черные трубы на круче,

А в реке отражается лес!

………………. ……………………

…Ни души на обрывах реки,

А в заливах – друзей двойники…

Видеоарт Билла Виолы поразил меня богатством и объемностью ассоциаций, которые его произведения вызвали в моем сознании. Размышляя над отражениями Виолы и Шкляревского, я подумал, что суть подлинного искусства, наверно, в том и состоит, что отражения начинают в нем жить своей особой, как бы независимой от реальности жизнью. Но такое искусство возможно только в случае, если ему удается вырваться за рамки конкретного события…

Закончен цикл лекций «Имена», прочитанный и вложенный в наши души Сергеем Ивановичем. Мы как бы увидели ряд отражений. Иногда мы видели дальний лес, отраженный в тихом озере. Иногда на поверхности блистало солнце – слишком яркое, заставлявшее зажмурить глаза. Потом озеро покрывалось рябью от ветра или даже высокими волнами с белыми гребешками, которые противоречили самой возможности видеть отражения. Но каждый раз мы внимательно вглядывались в озеро, надеясь увидеть в нем самих себя. И многое рассмотрели и увидели. Спасибо человеку, предоставившему нам такую возможность!

В заключение — моя импровизация на тему «Отражения» Билла Виолы:

Прыгнуть с разбега в воду…. И вдруг застыть, не тронув
Цельности отражений, которые под ногами.
Мысли покой продлить, где прежние сны бездонны,
Где каждый души порыв колеблется между снами.

И странною жизнью жить мир отраженный будет.
В нем ветра порыв предметов колеблет формы.
И кто-то уходит прочь, навек позабыв о сути
Вещей, отраженных в нем, и зеркала вод не тронув.

Над ним прогудят моторы, всю мощь собрав воедино….
Но тоже зависнет в воздухе машин неразумных сила.
Лишь капля сорвется с ветки, созревшая в снах машинных,
Круги разойдутся – болью о том, что когда-то было.

Приснилось ли нам все это? Ведь света душа хотела….
Но гаснет прожитый день, фонарик в лесу мелькает.
Висевшее над водой усталое жизни тело
Спит, позабыв про сны, в уютной постели дома.

Утро настанет вновь, мечту бередя в туманах.
Снова заблудится взгляд в лесной непролазной чаще.
Вынырнет вдруг душа в мире привычно-странном –
Всей мощью своих машин в омут мечты летящем….

—————

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: