Дар коллекционера и собирателя

Маргарита Сергиенко

От слушателя цикла лекций «Имена» — с искренней благодарностью Сергею Ивановичу Побожию, хранителю и дарителю духовных сокровищ современной живописи, который щедро делился своими познаниями с аудиторией, давая возможность по-новому понять и увидеть то, что для многих из нас было «terra incognita». Как сказал Илья Эренбург, «Придет время, когда о Родченко и его боевых товарищах будут говорить как о представителях великолепного периода русского искусства. Молодые это увидят, а старшие будут довольны».

—————————————————————

Кредо каждого коллекционера и убежденность каждого собирателя — личная культурная потребность.

Коллекционер – это страсть охоты, предчувствия, облома и апекса – нашел!

У коллекционера Георгия Костаки, собирающего произведения художников 20 века, был дар понять и оценить явления культуры. Неожиданно он встретился с русским авангардом 1910 – 20 годов. Он понял, что это его.

Он продает коллекцию. И начинается поиск неизвестного – отверженных художников. Упадочных и формалистических. Они прятались в фондах и запасниках. Это был 1946 год. В процессе поисков он постигает, что русский авангард влияет на искусство Запада. Он стал искать работы лидеров – Василия Кандинского, Казимира Малевича и Владимира Татлина. Постепенно он купил пять ранних картин Василия Кандинского, среди них знаменитая «Красная лошадь» 1917 года. Нашел одну кубистическую композицию «Портрет Матюшина» (1913 год), художника и композитора. Но у Костаки было еще мало работ супрематического и абстрактного периода.

Малевич считал, что супрематизм является завершающим этапом развития современной живописи.

Его ученики развили новые формы – сферический супрематизм А.Клюна, стремящегося к изображениям безграничного космического пространства. Они были также под влиянием другого мастера – конструктивиста Владимира Татлина. У Эль Лисицкого, Александра Родченко и других сочетались в работах элементы супрематизма и конструктивизма.

Так случилось, что мечта Костаки подарить государству всю свою коллекцию не осуществилась. Он уезжает домой в Грецию, взяв двадцатую часть коллекции. Остальные он подарил государству.

На родине он организовывал выставки, выступал с лекциями, привлекая внимание к русскому авангарду и знакомя с ним Европу.

В 60-е годы вновь вспыхнул интерес к русскому авангарду. Костаки сделал много для популяризации русского авангарда, собирая, сохраняя, даря, показывая то, что он считал вершиной искусства 20 века. Это еще один из многих примеров меценатства.

Кроме меценатов есть еще одна разновидность – дарители собраний живописи, писем, графики, прикладного искусства, редких книг и архивных документов. Это все служит делу сохранения, приумножения и развития нашей культуры. Дарите и обрящете, господа.

Частное собирательство рассеянных временем коллекций – это накопление художественных сокровищ. И мы постепенно понимаем, откуда пришли к нам эти музейные сокровища, которыми мы привыкли гордиться. Это дарители. В России – Третьяков, Щукин, Богомолов, Цветаев. В Украине – Терещенко, Харитоненко, Ханенки.

Богдан и Варвара Ханенки претерпели многие мытарства во время революции и позже. Но у них был верный помощник – Г.Лукомский, который сделал много для сохранения и обогащения коллекции.

И вот после ремонта 1989 года Киевский музей старожитностей носит имя Богдана и Варвары Ханенко. Это памятник собирателям и дарителям на века.

Постэпиграф: человек, связанный с искусством, никогда не должен торопиться с оценками – их расставит время (Георгий Костаки).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: