Василий Кандинский. К пятой лекции С.И.Побожия в муниципальной галерее

Маргарита Сергиенко

Искусство 20 века переломное, а не просто старое и новое. Оно находится на пике перелома, потому что старое и новое искусство находится во взаимном пересечении.

20 февраля С.И.Побожий представил нам три лица троицы Малевич – Шагал – Кандинский. Первым лицом является Василий Кандинский.

Для меня нелегко входить в мир абстракционизма – новаторство, отрицание художественного опыта прошлого, отрицание воплотить новые идеи в изобразительной форме.

Я раздумываю, для чего новое искусство, что оно значит, для чего оно существует, что может это искусство?

Но одновременно яркие непонятности Кандинского чаруют меня, строгие построения Малевича организовывают меня, а летающие влюбленные и желтый Христос Шагала – мистика.

 107

Василий Кандинский. Красная точка II, 1921 г.

Где-то брезжит вопрос – удовлетворительно ли это искусство выражает свою неудовлетворительность существующей действительностью?

Наверно, подсознательно, рассматривая количество, переплетения, борьбу красочных пятен, Билл Гейтс и Уоррен Баффет пришли к идее Интернета и всего, что из этого вытекает.

Но ведь они эти реализм и абстракционизм неразрывны как сиамские близнецы.

Меня радует, что многие идеалы искусства 19 века продолжают существовать как неосознанная реальность, но какой бы грозной силой ни был реализм и академизм, отвергавшие импрессионизм, новое лицо мира проглядывало все явственней на старом лике. Через салон, модерн, постмодернизм, фовизм, кубизм и пр.

К новому искусству присоединялись большие художники на Западе и в России, одни были мастерами, другие мастерами по покрытию холста краской, не включающих в себя никаких душевных движений.

Замечательными мастерами были Пит Мондриан и В.Кандинский.

Революция внесла идеал: революционным искусством должно быть беспредметное искусство. Но как же быть нам уходящим, воспитанным на Добролюбове, Некрасове, Л.Толстом, Бердяеве, Левитане, Серове? Ведь мы с молоком матери впитали в себя реализм и академизм, которые теперь считаются за ничто.

Дух, предмет – не имеют значения, или им нет места. И мы согласились. Постигаем – потрясенные первой мировой войной – диких фовистов, приятные танцы Матисса, Пикассо в «Гернике» и т.д.

Осталось думать, в чем же заключаются историко-художественные уроки, произошло ли всеобщее перерождение природы искусства, оказавшегося перед невероятными событиями 20 века.

Да нет, все по-другому. Мы получили новый опыт вечной проблемы искусства и неискусства, то есть, перехода и даже взаимоперехода в иные внехудожественные виды деятельности – от возвышенно-духовных к внехудожественным видам деятельности. Благодаря интернету это быстро распространяется до провинции. Один знаток искусства сказал даже, что реализм обман и самообман.

Итак, Василий Кандинский, игрушки, детские рисунки. Стиль вывески, лубок, самодельные крепостные художники, утяжеление вещества краски, массивность, декоративная распластанность «Бубнового валета».

Интересно, изображение материальности предмета возникает не за счет скульптурно-объемного построения формы, а за счет влияния кубизма, за счет анализа пространственной формы, которая с трудом пробивается сквозь, тяжело выкристаллизируется, с усилием завоевывая хоть маленькое пространство. К примеру:

 lentulov

А.Лентулов. «Василий Блаженный», 1913 год,

 Pablo-Picasso_Portrait-de-Wilhelm-Uhde_1910

П.Пикассо. «Портрет Вильгельма Уде», 1910 год,

 nad-gorodom-shagal+

М.Шагал. «Над городом». 1914 – 18 годы.

Однако подлинными лидерами, теоретиками и практиками абстракционизма стали В.Кандинский, К.Малевич и М.Шагал. Только эти три пошли своими путями, слившись в один абстракционизм.

В.Кандинский – спонтанная, иррациональная игра цветовых пятен, световое выражение.

К.Малевич – видимость математически выверенных, рационально-геометрических построений. Малевич ближе к архитектуре как к «застывшей музыке». Это холодное и внимательное исследование комбинаций базовых элементов – линия, цвет, форма. Круг, квадрат, ромб.

М.Шагал — романтичная фантастика, смешивающая возвышенное и низменное, напоминая ужастики Гоголя.

Все трое считали реализм обманом себя и зрителей.

Абстракционизм предлагает необозримое и неисчислимое количество вариантов и способов, что зависит от внутреннего богатства воображения художника.

Кандинский – лирическая абстракция.

Малевич – геометрическая абстракция.

Шагал – фантастическая абстракция.

Конотопский художник Владимир Борошнев примирил в 21 веке двух абстракционистов в своем пейзаже – треугольник Кандинского с квадратом Малевича. Пейзаж совершенно классический и современный. На первом плане лесное озеро. В него погружается углом квадрат. В отражении – треугольник. Лирика, фантастика и геометрия в одном флаконе. Я до сих пор не могу забыть этот пейзаж. Но художник не продавал и не дарил этой картины.

Пейзаж можно посмотреть здесь: http://www.uabs.edu.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=683&Itemid=451&lang=uk

Все-таки я дождалась от Сергея Ивановича подарка в виде фотографии. Это важно. Пейзаж примирил меня с Василием Кандинским и Казимиром Малевичем.

Где-то я прочитала такую сентенцию: «Крайности формального экспериментаторства с отходом от реализма в абстракционизме – принесение жертвой всего гуманистического опыта прошлого идолам современной машинной эпохи».

Это хорошо выразил Владимир Маяковский:

Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть смогли бы
На флейте водосточных труб?
1913 год.

Но это еще не Василий Кандинский – все о нем сказал Сергей Иванович Побожий на последней лекции. Мне осталось только восхищаться и очаровываться фейерверками красок и линий, созданными под номерами творениями, гомункулусами, выращенными 20 веком в воображении художников.

Ночь

Багровый и белый отброшен и скомкан
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги.
И т.д.
1912. В.Маяковский

Художники, искавшие синтеза современного художественного языка с культурным наследием прошлого, такие как К.Петров-Водкин, В.Серов явили результат — «Купание красного коня», 1912 г. «Похищение Европы», 1910 год.

————-

Это все написано до лекции С.И.Побожия. Возникли вопросы – как, кто и что вызвало желание у Василия Кандинского отойти от предметности и обратиться к абстракции, которая бы выразила внутреннюю сущность. Художник считал, что абстракция освобождает человека от рамок, от завесы разных школ и течений, которая скрывает от нас неисчерпаемые возможности для искусства, ибо абстракция существует, сколько существует человечество. Русский художник встречается с европейскими художниками. В частности, началось все с Сезанна, чувствующего картину как пространство, имеющее геометрическую структуру.

Это понял и подхватил Пит Мондриан в поисках абсолюта через изобразительность кубизма к полной неизобразительности. Пит Мондриан, изображая чистую реальность пластически, сводит формы природы к элементам формы, естественный цвет – к первичному цвету. Но это был лишь один из возможных путей – в духе современной индустрии и архитектуры. Одной из его фишек была денатурализация материи.

 default

Пит Мондриан: 1923 Composition A

Вот эту неизобразительность подхватил и довел до своего абсолюта Василий Кандинский через лирическую абстракцию, довел импрессионизм до крайних его возможностей, хотя Кандинский считал, что он вышел из Ван Гога.

Кандинский сохраняет «психологическое настроение». Он ближе к чувствованию, чем к абстракции. В его картинах герой – чувство.

Общее и разное у Пита Мондриана и Василия Кандинского – плоскость. Мондриан – борьба с иллюзией глубины за плоскость. Кандинский – освобождается от плоскости, как грубой материи. Его опусы под номерами – пространство, в котором плавают простейшие элементы, все это иллюзорно. Он абстрактный «иллюзионист», где из неправды (абстракции) звучит правда прямых линий.

Европа – минимум цвета – черный и белый.

Кандинский – краски, кривые линии.

Кандинский говорит, что человек ищет покоя и глубины. Но линии, два цвета – это только начало. Только погружение в полное внутреннее молчание. Внешний шум там не слышен.

Я останавливаюсь здесь на европейском опыте Василия Кандинского. Русский и вологодский для меня менее важен, это наше, как-нибудь разберусь.

Вот Мондриан, это из другого мира, полного фрейдизма, погружений, психозов. Это интересно. Эти ребусы стоит разгадывать.

Мои любимые, нет, понимаемые и привлекаемые опусы Кандинского:

Зеленая пустота, 1930 год,

Белый треугольник, 1930 год, оба из Баухауса.

В них есть все – глубина, тайна, притягательность, но чувствам места нет.

Зеленая стрела, 1932 год.

 зеленая_пустота

Василий Кандинский. Зеленая пустота, 1930 год,

Особенно меня услаждают мелкие формы с геометрическими мотивами. Очень беспокоящие опусы: «Milieu accompagne» 1937 год, «Равновесие», 1942 год, и «Черная дуга» 1912 год. В последнем давно ищу дугу, но не позволяю себе найти ее.

kandisky2

Василий Кандинский. Milieu accompagne, 1937 год

kdsk23

 Василий Кандинский. «Черная дуга» 1912 год.

————-

Василий Кандинский за основу брал изощренное понимание художником выразительной природы каждого элемента, пластической формы в строгом соответствии с их выразительностью.

Казимир Малевич приводил мир в порядок через зрение. Это очень подходило к атмосфере культа машины. Эстетика «прямого угла» оказала значительное влияние на развитие декоративно-оформительского искусства 20-х годов – мебели, посуды, костюма, прически и дала миру конструктивизм в архитектуре.

В.Татлин разрабатывал конструкции одежды, мебели, архитектурных сооружений. Это было замечательно и с большим вкусом показано во фрагменте, посвященном 20-30-х годам, на представлении Сочинской олимпиады.

1931 год – Василий Кандинский пишет:

«В современной живописи точка говорит иногда больше, чем человеческая фигура. Вертикальная линия в сочетании с горизонтальной рождает не менее драматическое звучание».

  1. Кандинский очень субъективен.
  2. Его значение: он открывает художникам ничем не ограниченную свободу, что приводит к полной независимости от предметного мира.
  3. Кандинский стремится освободить картину от предмета, который только вредит живописи.
  4. Он выражает внутреннюю сущность.
  5. Целесообразность – враг художника.
  6. В картинах предмет играет второстепенную роль, предмет растворяется в картине.
  7. Его нет, есть биологические формы в свободной интерпретации – не то летающие, не то плавающие! И т.д.

Но я зачаровываюсь, когда я рассматриваю эти биоформы. На досуге попробую написать картину без предмета, но выразить его сущность.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: