Между прошлым и будущим Письмо до востребования: 1942 – 2013

Юлия Лесина

Об оккупации города Сумы, фугасных бомбах и предателях

Иногда погребенные под слоем лет факты выходят из небытия, оживают спустя семь десятилетий, разворачивая перед потомками картину непростой человеческой природы – предательства и отваги, жизни и смерти. 71 год назад на нескольких тетрадных листах в косую линию, в треугольном письме, из Воронежской области было отослано письмо до востребования.

Адресат, ожидающий письмо в Мордовии получил его, но затем, спустя много лет, каким-то невероятным образом,  письмо сохранилось и очутилось в Сумах. Собственно, попало оно к нам во многом благодаря работе неутомимых коллекционеров всего СНГ. Среди них и наш сумчанин Виктор Токарев, который принял эстафету от коллекционеров Москвы и Харькова, специализирующихся на письмах военных лет со штампом «Просмотрено военной цензурой». Данное письмо уникально тем, что автор – не простой смертный, а офицер НКВД и, что, несмотря на серьезный штамп, письмо это содержит информацию, за которую в те годы запросто могли бы отдать под суд и расстрелять (вероятнее всего, письмо просматривалось в непростых условиях   спешного отступления). Сегодня эти исписанные чернилами листы – реликвия, свидетельствующая о драматических событиях в истории нашего города – периода немецкой оккупации. Невероятно, но сегодня, благодаря профессиональной наблюдательности сотрудника НКВД мы можем восстановить события, произошедшие в Сумах 15 сентября и 30 сентября семь десятилетий назад.

Мордовская СССР. Ковылкинский район. станция Ковылкино До востребования. Получить Оксюк Софии Захаровне. От Оксюк М.И. УМ НКВД Харьковский отдел кадров

«Здравствуйте дорогие Сонюрочка и Мамаша! Поздравляю Вас с праздником 1 мая! Я вам написал, как пришлось последний месяц вашего отъезда из Сум мне, да и всем нам переживать. Стервятник-немчура посещал наш город каждый день и, в особенности, 15 .IХ. 41.Свое посещение на самолетах сопровождал сбрасыванием бомб и обстрелом из пулеметов. А 30. IХ. в шесть утра налетело на город более двух десятков самолетов, и начали бомбить фугасными и зажигательными бомбами – это продолжалось два часа 15 минут. Сбросил зажигательных бомб до 17 тысяч, фугасных до 4 тысяч. Народ, жители, рискуя жизнями, тушили бомбы по улице и во дворах. Несколько домов сгорело, как в центре, так и на окраинах. И даже на такой улице, как Гончарная, что возле завода Фрунзе, снесено более двух десятков домов. На Ленинской улице разрушены: дом Музея и библиотека, где, после моего ухода из подворотни, прошло не более трех минут, как попала бомба в это здание. По улице Фрунзе и Красной площади дом ветеринарной аптеки тоже разрушен. По Советской – дом Прокуратуры. Бросали бомбы на наше Управление, но не попали. Но этой бомбой, которая упала на берегу р. Псел в Чугуевском перулке воздухом высадило все стекло в квартирах переулка, в том числе и в нашей квартире из 4 окон осталось 1\2 окна. Я достал фанеру и забил окна, парадная дверь дала усадку и открыть нельзя. Квартира Гробовой – все стекла высыпались также от бомбы, которая упала на бетонный мост возле Поликлиники. В результате убиты и наши работники, и граждане, и много было раненых. В городе после бомбежки тротуары были покрыты пылью кирпичей, осколками стекол. Свету и воды не стало, население в большинстве ушло из города, остались мы небольшой группой по охране порядка. В квартире я не жил и, как тебе известно, не наведывался. Вещи, как патефон, пластинки, подушка, перина и разная мелочь: гардины, кухонные предметы я передал Марии Федоровне и ключи от квартиры. Конечно, мебель вся и книги остались. Но есть ли что сейчас – это вопрос. Гробовая выехала где-то по направлению Курска, Мария Васильевна с девочкой ушла где-то в Низы. При том существующем режиме, какой принес Гитлер в Сумы и села – вряд ли чтобы они были в живых.

Фашисты в школе №5 и в здании Обкома устроили лагерь для военнопленных. За оградой под морозом и дождями умирают военнопленные и подозрительные — т.е. сочувствующие Советской власти, это актив и т.д. А отдельные сволочи, предатели, даже близкие к нам люди работают у Гитлера, предают своих, дабы спасти свою шкуру. Фамилий я не пишу – будешь обратно – узнаешь. Но они за это жестоко расплатятся. В ночь под 10 октября 41 года мы ушли из города по направлению на Белгород. Трудно мне было переживать паникерство, трусость наших отдельных начальников — Коваля, Комиссарова, когда набросили мне состав – выводи, как хочешь, чтобы не попали в окружение! А сами навыпередки легковыми машинами текача, и так продолжалось до Валуек. Грязь, дождь, машины не идут – пешком, в общем, та дорога была, трудно и передать. И еще раз они показали, какие они храбрецы. В ноябре месяце, когда нас направляли на фронт, отсеялось очень много, в том числе и Коваль по болезни. А я – здоровый? – остался. Вот где лицо коммуниста, вот теперь показать с кем мы работали. Буду жив, встречусь с ними, то поговорим крепко и за Комиссарова. Тоже лодырь, любит спать, его до сего времени не видим. Когда встречали знакомых товарищей по работе из других Управлений, говорят за них стыдно слушать.

Я лично не в долгу перед Родиной. Я был на фронте с разбитым здоровьем, трудные дни – холод, зима, переживал лишения, видел смерть перед собой, но все же я не сказал ни разу, ни комиссару, ни командиру дивизии, что мне тяжело. Я видел, как люди умирают за каждый клочок земли. Это горе я с ними разделял вместе. Вместе с рядовыми бойцами я гнал эту вшивую мразь, сволочей-фашистов, запоганивших нашу землю своими грязными сапогами. От Воронежа – Елец до Орла, до самых брянских лесов, потом до Курска, а последнее время, т.е. до 15.11 42 под Белгородом. Меня отозвали, согласно приказа. Комдив генерал не хотел меня отпускать, но поскольку существует такое положение, меня и всю мою группу отпустить в распоряжение Нарокмата за работу в дивизии. Я и моя группа получили по приказу благодарность. Я служил в РКК этой дивизии зам. командира по охране войск тыла дивизии. Мне пришлось быть и на передовой, и в окружении, и смотреть за тылом, восстанавливать Советскую власть. За это время я видел много чехов, мадьяр из дивизий Гудериана, которого наша армия разбила. Это дивизии «СС», отборные войска Гитлера, они не устояли перед нашим натиском, перед гвардейской Ордена Ленина первой дивизией. Они же боялись этой дивизии. Эта дивизия и сейчас бьет их – молодцы. Я имею с этой дивизией переписку, желаю, чтобы эта дивизия была еще страшнее немцу, а ее комсостав был жив. Хорошие товарищи, знают свое дело. В настоящее время, т.е. март месяц, я работал на территории Харьковской области, так называемый Печенежский район, недалеко от фронта. Но я здесь временно, как и остальные товарищи. Скоро будем передвигаться дальше на Сумы, к себе. Когда это будет, я тебе сообщу. В Воронеже я встретил Шуру Римаренко, служит в Красной армии, в танковых частях, имеет звание лейтенант, худой правда. На фронте еще не был. Семья его эвакуировалась из Харькова в Чимкент. За Гришу Конененко , Федю и т.д. не знаю. Он женат, а они? Будучи в Купянске встретил Бердникова и его жену. Он работает в обл. управлении. Был у них, они мне рассказали свое перепитие. Будучи в партизанском отряде их кое-кто продал немцам. Несмотря на все это они отправятся в лес, он и она. Что слышно за наших Гадячских? Живы ли они? Бедные, жаль их, жаль детей и сестер и семью Юры. Жизнь в Купянске и Воронеже – одинаковая. Что и у нас цены по сути одни. Первого марта я написал новое денежное поручение на твое имя на 800 рублей. Сообщи мне, получила ли ты эти деньги? Жаль, я так хотел было хотя бы на несколько дней заскочить к вам — не разрешают. Посмотреть как вы устроились и т.д. Кисилева кое-кто часто вспоминает, в том числе и я – сволочь. Привет семье Мартыновой, его я не встречал. Он, говорят, работает в Ворошиловградской области, а я в Харьковской. В Воронеже стоят теплые весенние дни. Жду письма, целую крепко, Миша».

Отправлено 25 IV1942, Просмотрено военной цензурой 1.V.1942

Подготовила Юлия Лесина

Опубликовано в газете «Ваш Шанс» №45 от 06.11.2013

Добавить комментарий

