Когда идешь по тротуару… Бордюры и тротуары в дореволюционных Сумах

Юлия Лесина

Когда идешь по тротуару, вряд ли приходит в голову вопрос: кто его придумал, откуда он взялся вообще? Просто идешь, бежишь, несешься и не задумывается над тем, что родной город для многих поколений сумчан начинается именно с этой части улицы, именно с этой, пешеходной  части дороги.

Кстати, о дорогах. Первыми, как известно, хорошие, и без преувеличения  «вечные» дороги стали строить римляне.И не просто дороги. А развитую дорожную сеть, которая соединяла большинство городов нынешней Италии, а позже и другую территорию  тогдашней Римской империи с «Вечным городом». Они действительно все вели в Рим. Дороги строились по жестким нормативам: устанавливались верстовые столбы, указатели, проезжая часть снабжалась необходимым водоотводом, с уклонами и разворотами. Знаменитая Аппиева дорога считается самой первой в мире мощёной дорогой. Она была построена в 312 году до н. э. ! После падения Римской империи дорогами продолжали пользоваться, по меньшей мере, около тысячелетия, а в некоторых случаях и до сих пор, хотя большая часть из них давно уже покрыта асфальтом и выглядит современно.

К слову, Сумы, точнее, центральные улицы тоже все были вымощены булыжником, и асфальтовое покрытие в центре города появилось, можно сказать, совсем недавно – в начале 1950-х годов. В те годы на центральной улице им. Ленина (ныне Петропавловская) можно было встретить гужевой транспорт – лошадь с телегой. Нередко брели по ней (в район нынешней ЦГБ, военкомата и Аэропорта)  небольшие стада коров, то и дело выбиваясь на тротуары.

А вот теперь скажем о тротуарах и бордюрах. Слова эти отправляют нас не в античный Рим, а  теперь уже во Францию XVIII века. Существует мнение, что впервые тротуар, вместе с бордюром и «поребриком» (два различных способа укладки бортового камня при мощении дороги), появился в Париже на улице де Турнон, на которой находился популярный театр «Одеон». Перед каждым спектаклем у «Одеона» скапливалось большое количество карет и людей, что  нередко приводило к несчастным случаям. Вот тогда и придумали поделить улицу между пешеходами и каретами. С обеих сторон улиц были отведены небольшие полоски земли. Их отгородили от остальной части дороги, положили на них гранитные плиты и снабдили  столбиками-ограждениями. Здесь же было повешено объявление: «Тротуар», что в переводе с французского  означает «дорога для пешеходов». С тех пор тротуары стали появляться на многих улицах, а количество происшествий на дорогах сократилось: богатые  ехали по дороге в каретах, бедные – шли по той же дороге пешком. Шли по правой стороне.

Кстати, привычка идти, вернее, расходиться правой стороной появилась у человека больше тысячи лет назад.  В древние времена люди всегда ходили вооруженными.  Ведь путешествие  – дело опасное. Идет человек или едет верхом по дороге —  в правой руке у него оружие, в левой – щит.  Когда путешественник видел, что впереди кто-то едет или идет, на всякий случай прикрывался от встречного щитом. Чтобы неожиданный удар пришелся по щиту, а не по открытому боку. Так, видимо, и появилась, традиция правостороннего движения. А вот столбики-ограждения вдоль тротуаров, охраняющие пешеходов от наезда карет, телег и прочего,  придумали вовсе не французы, а все те же римляне. Причем  ограждения эти  были утверждены самим Сенатом.

Возвращаясь к нашему городу, нельзя не сказать о том, что в дореволюционных Сумах оградительные столбы встречались  на центральных улицах  на краю тротуаров, по углам въездов во двор, у углов проездных арок и  во всех местах, где требовалась защита зданий и пешеходов от транспорта. Столбики-ограждения были в основном, деревянные, но встречались и гранитные, реже – чугунные и совсем редко – цветного металла. Чугунные, с красивой отделкой и вензелем, были преимуществом владельцев богатых усадеб (к примеру, Сухановых-Сумовских, Харитоненко и т.д.) Столбики предохраняли своих хозяев и других пешеходов от наезда пьяного извозчика или взбунтовавшейся лошади.

Надо заметить, что ограничительные столбики массово исчезли в конце 1940-х начале 1950-х годов, в связи с реконструкцией и асфальтовым покрытием. Правда, если побродить по городу и хорошенько поискать, то подобные дорожные «аксессуары» ушедших столетий можно было обнаружить даже в  2000 году. Но вернемся в дореволюционные времена.

Улицы и дороги Сум были во многом схожи с улицами других городов Российской империи. Причина в том, что застраивались улицы  согласно типовым проектам элементов городского благоустройства, которые издавались в Петербурге и рассылались на места. Так же, как и типовые проекты жилых и казенных зданий. Чертежи сопровождались описаниями, большинство которых было впоследствии опубликовано в Полном собрании законов Российской империи. К 1805 г. относится чертеж «каким образом обсушивать городские улицы», представляющий собой  профили улиц для провинциальных городов. В том же 1805 г. были сделаны (но утверждены лишь 1817 г.) типовые проекты верстовых столбов, указателей, шлагбаумов, «тумб» (столбов-ограничителей), полицейских и солдатских будок и т.д. Интересно, что по проектам тротуаров и мостовых в Петербурге, изданным в 1816 и 1826 годах  тротуары строились вплоть до революции не только в Петербурге и в Москве, но и во многих   других городах.

Тогда   параметры  городской дороги разительно отличались от нынешних. Понятное дело, гужевой транспорт и современные авто – вещи полярные. Тем не менее, кое в чем у наших предшественников, заботящихся о безопасности пешеходов, можно и поучиться. Когда смотришь на дореволюционные фотографии Сум, замечаешь, что  и в  ХIХ-м и в начале ХХ-го века тротуары строились с необходимым уклоном для поверхностного сбора ливневых вод и с устройством дренажных канав на стыке тротуара с дорогой. Но более всего бросается в глаза высота тротуара относительно дороги. Даже на фотографии 1928 года, времени, когда еще сохранилась дореволюционная улично-дорожная застройка центра города, контраст этот явно заметен. Интересно, будет ли ощущаться контраст нынешних и тех тротуаров и улиц, по которым будут ходить (или летать?) сумчане через сто лет?

Опубликовано в газете «Ваш Шанс»

http://www.shans.com.ua/?m=nr&in=443&ir=379

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: