«Искусствоведческие очерки» Сергея Побожия. Книга, которую нельзя читать подряд

Маргарита Сергиенко

Перед нами  монография С.И.Побожия «Искусствоведческие очерки” начавшаяся в 90-е годы и изданная в 2013 году. Это целый пласт научного исследования связей русских и украинских художников с Сумщиной. Эту книгу нельзя читать подряд. Только как Евангелия  — избирательно и по притчам.

В работе собраны все искусствоведческие изыскания, разбросанные по сборникам. Складывается общая картина: интеллигент, художник, скульптор в провинции и культурном контексте нашего времени.

Достоинство монографии – не только узкая специализация, но и мысли, воспоминания, исследования огромного количества искусствоведов. В монографию включены не только «наши» художники, но и картины, экспонируемые в Сумском художественном музее. Художники подаются в окружении семьи, дневниковых записей, критики.Особенно интересны страницы, посвященные эволюции живописи художника через эволюцию мировоззрения. Деликатно и неполитично, без заигрывания, описывается отношение художников к существующему строю.

Возвращение призабытых имен, открытие заново имен, исследовательская работа, равная поиску. По инициалам на картине, сравнению автор открывает неизвестного для нас И.Е.Репина через малоизвестные работы.

К слову, монография включает в себя работы с начала 90-х годов. Искусствоведческая работа тесно  переплетается с историко-краеведческими открытиями, как в случае с портретами семьи Драгомировых.

Действительно, слова Делакруа относится и к автору: «…написать картину…. Это одновременно и наука и искусство, чтобы проявить их, нужны опыт и умение».

Широта поисков автора – от Конотопа до Санкт-Петербурга. Имена, упоминаемые в монографии, бесчисленны.

Энтузиаст и собиратель С.П.Крачковский, конотопчанин, собиратель и хранитель, художник и музейщик Н.Х.Онацкий, забытые ахтырские  художники – Юлия Бразоль и К.Власовский, художник провинциальных идиллий.

 П.А.Левченко с его маленьким миром домашних сцен.

Особенно дорога мне статья о романтике А.Красовском. Его не понимали и не принимали: «…некий Красовский, тоже очевидно, от нечего делать переводил картон и пастель».

В Лебединском художественном музее мне показали все полотна Красовского – это крик палитры и души.

Это было в 50-х годах. Сейчас Красовский занимает свое место в культурной сокровищнице эпохи. Он утопист и символист.  Как сказал В.Брюсов, работы подобных Красовскому – «открытые двери в Вечность». Он, как и Малевич, закрыл старое, отжившее искусство во имя нового понимания, нового участия искусства в ежедневной жизни. Это движение к свободе. Творить через свое видение мира. Его картины не для широкого зрителя. Красовский, возможно, находился под неким влиянием Р.Фалька, который некоторое время проживал в одном селе с Красовским.

К слову, одна из работ Красовского выставлена в городском музее Стеделик в Амстердаме, обладающем самым большим собранием Малевича. Директор музея Виллем Сандберг собрал обширную коллекцию работ экспрессионистов.

В Лебединском музее есть пастели из выставки «Современная живопись» 1912-1913 годов количеством 13 работ.

А.Бенуа называл художников типа Красовского «царство индивидуализма». Но это мой художник.

Очень интересна статья о роли искусства модерна и авангарда через творчество Б.Комарова из объединения «Круг художников» в Роменском  краеведческом музее. Очень энергический художник.

К слову, в Роменском музее есть композиция К.Малевича «Крестьянин в церкви» — такая поэтическая, женственная, несмотря на лапы внизу, хотя и супрематический подход, что соответствует содержанию – идеальный.

Вторая работа Малевича «Крестьянка с ведрами» того же времени – но уж для очень подготовленных зрителей.

Статья про работы М.Нестерова и М.Щусева для Троицкой соборной церкви в Сумах – много нового о работах К.Петрова-Водкина.

Заканчивается монография разделом «Под знаком «Бубнового валета»».

Поражает в монографии количество и качество примечаний и списка проработанной литературы. Это такой творческий процесс, который является неотъемлемой частью работы и говорит об эрудиции, трудолюбии и увлеченности автора.

Дальнейших успехов!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: