«Своя колея» Владимира Высоцкого. Ко дню рождения

25 января — день рождения Владимира Высоцкого. Предлагаем вам два взгляда на его творчество.

——————-

Маргарита Сергиенко:

Чисто женские претензии.

В день памяти Владимира Высоцкого.

Хорошо сказал Осип Мандельштам: «Мы живем, под собою не чуя страны…» Высоцкого пытались изолировать, но не сохранили.

Сталин сказал Ежову: «Маяковский был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей эпохи!» Это тоже о Высоцком.

Однако я выпадала из этой волны всеобщей любви к Владимиру Высоцкому – не могла понять и принять этих Зинок и Ванек. Что поделаешь, дитя серебряного века. Не принимала тоже Саши Черного. Но речь не об этом.

Дело в том, что Высоцкий любил и не видел выхода. Но пусть утешается там, где он есть, его помнят и любят на земле, и он современен нашему времени. Как и Маяковский, он стоял одним из первых памятников свободе слова. Он вписан в историю становления гражданского общества. Его песни с такой силой овладели умами и душами людей. От его песен веяло чистым свежим воздухом свободы. Он, как и Маяковский, взял на себя роль «коллективного организатора, головореза и бунтаря».

Главное, что народ, когда из-под него привычную идеологическую табуретку, выбрал еще один путь своего идейного существования – площадную поэзию, бардовскую профессиональную и непрофессиональную песню и по-новому востребованный давний городской инструмент – гитару семиструнную, голубушку нашу..

Появились барды: физики, химики, лирики – интеллигенция.

Каюсь, для меня Владимир Высоцкий не кумир, но он достоин всенародной славы. Я его уважаю.

«Он смеялся над славою бренной,
Но хотел быть только первым…»

Владимир Высоцкий.

Он умел периодически задавать себе вопрос: «Зачем я живу?» Но, к сожалению, не смог ответить. В Монологе Гамлета, может быть, он нашел ответ. Чтобы понять, да или нет, читайте Монолог.

«…Я не люблю, когда стреляют в спину.
Я также против выстрелов в упор….
Я не люблю, когда невинных бьют…
Я это никогда не полюблю».

Владимир Высоцкий

Он заходился от рыданий. Но простим его, он только призывал.

Между прочим, мало кто из бардов пел надрываясь. Представляете себе Окуджаву или Визбора? Может, поэтому я его….

——————————-

Василий Клименко

Его песни тиражировались на сотнях и тысячах километров магнитофонных записей домашнего производства – копиях с его многчисленных концертов. Его обожали и ненавидели. Высоцкий стал альтернативным героем целой эпохи.

В своих песнях Высоцкий рассказывал нам о предельных ситуациях, часто связанных с риском для жизни. Он умел ощутить себя в чужой шкуре, каждый раз оставаясь при этом самим собой.

В советское время его призыв «Выбирайся своей колеей!» был актуален для личности, не желавшей становиться винтиком общественного механизма. Но и сейчас он звучит как вызов обществу потребления и всеобщей стандартизации жизни,

Для меня Высоцкий впервые «зазвучал» в канун перестройки, когда мне было пятнадцать. В своих первых «взрослых» стихотворных опытах я подражал его стилю и даже брал за основу мотивы его песен. Со временем у меня появились другие ориентиры в поэзии, но именно под звучание песен Высоцкого я учился критически относиться к окружающему миру.

Каждый поэт с самого начала оказывается в определенной языковой ситуации и преодолевает определенные противоречия. Стихи Мандельштама о Сталине не только мужественный поступок человека, но и вызов, протест самого языка в ситуации, когда «наши речи за десять шагов не слышны». Сами слова требуют того, чтобы их проговорили, обнародовали….

А Высоцкий как бы находится  между двумя полюсами. С одной стороны – язык господствующей идеологии, сильно не соответствующий реальности. Но это язык, на котором вольно или невольно думает большинство. С другой – язык блатной, язык преступников и запретных, но желанных плодов. Были исполнители, которые стали популярны благодаря этому блатному языку. Творчество Высоцкого уникально тем, что он привносит одного героя и, следовательно, одну и ту же интонацию через разные сюжеты. Это и боготворимый официальной идеологией военный подвиг, и покорение горных вершин, и сюжеты, взятые из блатного мира. На первое место поставлены не идеологические установки, а идеалы дружбы и верности, которые остаются актуальными во все ситуациях.

Высоцкий в своих песнях как бы объединял общественное сознание и общественное подсознание. Но тем самым он размывал границы, переходил за грань дозволенного в той или иной конкретной ситуации. Его стремление «за флажки», высказанное в известной всем «Охоте на волков», импонировало самым разным людям. Недаром он сам говорил: «Меня теперь зовут к себе большие люди, чтоб я им пел «Охоту на волков»».

Невольно вспоминаются Братья Стругацкие. Они тоже писали о предельных ситуациях, о стремлении за грань привычного и знакомого. Но их тревожит такая предельная ситуация как возможность потери самого себя. Они изначально утверждают необходимость своей культуры «быть», а потом уже смотрят, как эта своя культура реагирует на столкновение с неизвестным.

Высоцкий принципиально открыт навстречу самым разным ситуациям и сюжетам. Чужими и чуждыми являлись для него только подлость и предательство, несовместимые с идеалом дружбы Для него вопрос «быть или не быть» решается не сохранением традиции, а каждым конкретным поступком героя, каждый раз заново отвечающим на этот вопрос.

Безусловно, своим размыванием границ Высоцкий способствовал разрушению идеологии и распаду Советского Союза. Но верно, быть может, и то, что многим он помог преодолеть внутренний конфликт и просто выжить.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: