Эдвард Мунк. Третья публичная лекция Сергея Побожия в муниципальной галерее

Я хотела в пандан Василию Клименко написать свои впечатления о лекции Сергея Ивановича Побожия об Эдварде Мунке. Его беседы, как всегда, дают пищу к размышлениям.

Но на сей раз мне все мешало.

На слайдах с картинами Мунка, я была очарована колоритом – удивительными переходами от сероватых тонов через голубоватые к беловатым, дающих ощущение света, потоков света и, самое главное, пространства. Вот эти потоки света за спинами сидящих или стоящих давали ощущение четырехмерного пространства.

Aunt_Karen

Эдвард Мунк. Тетя Карен в кресле-качалке. (1883 г.), 47 x 41 см, The Munch Museum

at-the-coffee-table-1883.jpg!Blog

Эдвард Мунк. За журнальным столиком. (1883  г.). 45,5 x 77,5 см, The Munch Museum

Придя домой, по горячим следам впечатлений, я открыла альбом Мунка (дешевого издания «Великие художники») и ахнула. Картины от розовых до охристых тонов. О чем же теперь писать?

Ну нет, не сдамся.

Современная живопись – вся в исполнении. Отними от «Крика» исполнение – и что останется? Фигура и ничего больше.

the_scream

Эдвард Мунк. Крик. (1893 г.), 91 x 73,5 см., National Gallery, Oslo

В «Крике» чувство не главное – все дело в красках, в работе кисти, но не только в чувствах и эмоциях. Вот это и есть современная живопись. Экспрессионисты – это кисть и краски. Копание в написании торсов, кистей рук, постановке академистов ушло ныне. Остались краски и кисть.

Мунк – дитя символизма, драматического творчества Ибсена, который словами изображал целый пласт человеческой реальности, полной поэзии. Благодаря Ибсену творчество Мунка, его скандинавской души и очаровывает нас. Тревожные образы Мунка и его борьба с безумием – это стремление показать, изобразить непредставимое, свойственное безумию.

72

Эдвард Мунк. Лунный свет. (1893 г.), 140,5 x 135 см., National Gallery, Oslo

Ницше пишет: все должно найти себе символическое выражение. – смешение мистики, эротики, побег от материалистического общества….  Мы хотим, чтобы произведения искусства оторвали несчастных больных и умирающих от нескончаемой похоронной процессии человечества ради мимолетного наслаждения – мига опьянения и безумства.

68401875_1293440251_x_d89a4104

Эдвард Мунк. Пепел. (1894 г.), 120,5 x 141 см., National Gallery, Oslo

Мунк несет в своем творчестве отзвуки детских трагедий. Вообще, его взгляд на мир пессимистичен.

munch06

Эдвард Мунк. Больной ребенок (1895 г.), 120 x 118,5 см., National Gallery, Oslo

Когда Эдвард Мунк увидел импрессионистов, он изменил свою палитру. Дальше больше – Сёра, Моне, Гоген, Наби. Теперь он понимает не как писать, а что писать. И вызывает огромный скандал на выставке в Берлине, которую закрывают. Но это закрытие дает начало Сецессиону 1892 года.

Формы в его картинах предельно упрощены, бескровные, это маски смерти,  призраки на фоне кровавых закатов.

Он оказывает значительное влияние на живопись северной Европы, будучи по духу символистом, предтечей экспрессионизма по стилю.

Он пишет не то, что видит, а то, что видел. Он понимает, что бегство от безумия невозможно, и обретает внутреннее освобождение, изображая свой ад, который не покидает, а описывает. Он отец современного искусства. Генрик Ибсен на портрете в кафе Гранд-отеля в Христиании – гонец за бесконечным, безумец и философ.

width_650.height_300.mode_FillAreaWithCrop.pos_Default.color_White

Эдвард Мунк. Ибсен в кафе Гранд-отеля в Христиании (1902 г.)

Творчество Мунка по-новому расставило акценты в европейской культуре. Поздние картины Федотова схожи с психологическим состоянием Мунка. Безысходность, душевная болезнь – все выражается в рисунке, тональности. Люди-маски, люди-черви в «Игроках», в «Анкор, еще анкор» — безысходность. Норвежец Мунк и русский Федотов впереди в новой живописи.

Меня всегда волновал и привлекал Эдвард Мунк, писатели, композиторы, природа Норвегии – Григ, Ибсен, Стриндберг. Все они имеют одно настроение – уход от ненавистной реальности в невроз и ирреальность, т.е. уход туда, «по ту сторону». И создают волнующее, чарующее беспокойство. Тема безумия в искусстве – Мунк, Врубель, Федотов. Это не настоящее медицинское безумие – это греза поэтов и художников рубежа 19 и 20 вв. Это личное, истинное отношение к жизни как к полной свободе выражения.

150

Павел Федотов. «Игроки»

Россию это затронуло меньше – отчасти поэзию, музыку Скрябина, отчасти живопись и прозу

Анкор,_ещё_Анкор!

Павел Федотов. Анкор, ещё Анкор!, 1851—1852, Холст, масло. 34,5×46,4 см., Третьяковская галерея, Москва

В Европе возникает новый творец – поэт и художник в схватке с судьбой через одиночество, безумие, самоубийство или пьянство в борделях. Творчество уходит во внутренний мир.

Мопассан считал, что человек всегда один потому, что не может проникнуть в сокровенный мир своего друга, стоящего против него, глядящего ему в глаза и изливающего перед ним свою душу.

Это все от Эдварда Мунка – пионера экспрессионизма в живописи, символиста. Он провозглашает новую эпоху. Он ввел в живопись линеарность, фон как участник в картине, упрощение фигур, воспроизведение мотивов по памяти или из глубин воображения, без деталей. Он сделал  живопись средством выражения психологических состояний человека.

Он популярен и понимаем сейчас.

Маргарита Сергиенко.

Реклама

5 комментариев to “Эдвард Мунк. Третья публичная лекция Сергея Побожия в муниципальной галерее”

  1. Здорово написано. Тонко и со вкусом. «Крик» Мунка был долго самой дорогой картиной в мире. Что-то там под 200 000 000 долларов США. Это как-бы искусство навыворот. Иррациональность всего происходящего в человеческой среде…

  2. Для меня творчество Эдварда Мунка это отражение его жизни и переживаний .
    Каждая картина это трагедия в жизни автора .Картины это последствия страшных трагедий пережитых маленьким мальчиком в детстве . В возрасте 5 лет от туберкулёза на его глазах умерла мать .От той же болезни растаяла и его сестра София , ей было 15 лет . Эдвард Мунк писал картину «Больная девочка» несколько раз , переживая несправедливость утраты .
    Отец был врачом и в семье было строгое пуританское воспитание. Мунка сопровождало всю жизнь непонимание и разочарование .. Любимая женщина- безответная любовь …
    Мунк говорил , что не желает писать природу и цветочки … он хочет писать чувства ..
    .А «Крик «…эта картина это не 200 000 000 долларов США а боль и чувство несправедливости и непонимания … Мунк пытался донести до своего народа , до норвежцев , свои чувства .Но они посмеялись ,надругались над его искусством и выгнали его из страны . Теперь в Осло есть музей и норвежцы очень гордятся своим соотечественником и дорого ценят его картины и высоко ценят творчество .
    … но если бы всё было иначе то небыло бы ни Мунка ни его картин .

    • Спасибо за интересное дополнение, Лина! Мы как бы посмотрели на художника немного с другой стороны… Думаю, это одна из трагедий искусства, что искренние чувства художника, проходя через акт творчества, в конце концов оцениваются в долларах…

  3. благодарю Вас за замечательную статью и за интересный сайт )

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: