Воспоминание о будущем

Есть много живописи, но мало веских внутренних качеств.

Н.Крамской.

Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!

А.Блок

Как трудно расставаться с нашим языческим прошлым. Оно всегда на самом дне с нами. Это хорошо понимает православие.

Сегодня я пришла в художественный музей и на площадке второго этажа просто обомлела – на меня смотрел скифский воин из Гаймановой могилы, натягивающий  тетиву на лук. Вот стоит напротив меня мое прошлое, обнаженное на яблоках соблазна.

Я вспомнила его картины, выпадающие из правил. Художник изредка выставлялся в салоне. Зовут этого художника Сергей Степанов. О нем уже писали во всех газетах. Мне осталось описать свои впечатления. Безукоризненные работы. На меня смотрело со всех полотен мое прошлое, прячущееся в ночи, в забобонах, в непонятных снах, в восходящей луне, огромной «як млинове коло» и даже в современной технике, как в черных линиях солнечного спектра Фраунгофера.

Все его картины символичны.

Вот перед нами «Борей или гибель Атлантиды». Это борьбы стихий. Яркие акриловые краски – борьба между добром и злом.

Лучшие его образы как бы сошли  с древних изображений – амазонки, цари, сцены из скифской жизни и весь пантеон языческих богов и богинь.

Главные его темы – Скифия и Трипілля. Здесь сосуществуют сказка, поэзия, философия, субъективные переживания и жизненный опыт художника.

Его картины одновременно просты и сложны, в них живет что-то, чего нельзя выразить словами. Глядя на картины, ты как бы возвращаешься домой – в живой мир, полный тайн и загадок. Он хозяин своей кисти и палитры. Он знаком с постимпрессионистами, символизмом, но это все растворяется в национальной традиции и приобретает самобытные черты.

Самое главное у художника – пластичными средствами открывать для себя и для зрителя мир, без субъективного подхода. Тогда произведение художника становится культурно-историческим явлением.

У художника редкий дар – видеть прошлое, наше прошлое, видеть древнюю тайну наших истоков, видеть то, что мы давно разучились видеть – поэзию и философию.

Я поняла присутствие полотна «Кот с рыбой» среди Трипілля и Скифии – это как бы попытка понять самого себя и свое прошлое.

Он знает труды и поиски В.Хвойки и его открытие памятников трипольской культуры. Женщины Сергея Степанова происходят из культовых статуэток и орнаментов…. Интеллектуальная живопись.

Трипольские полотна писаны или одной или тремя красками – белой, черной и красной.

Спасибо Вам, Сергей, за мою встречу с прошлым.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: