Поль Сезанн: вторая публичная лекция Сергея Побожия в муниципальной галерее

Месяц назад я писал о живописи Каспара Давида Фридриха, точнее, о путешествии в эпоху романтизма, которое состоялось благодаря публичной лекции художника и искусствоведа Сергея Ивановича Побожия. И говорил, что с нетерпением жду следующего путешествия….

И вот следующая лекция. Но впечатления несколько иные…. Быть может, причиной этому то, что я уже много лет знаком с творчеством Сезанна, много раз видел репродукции его картин в книгах, журналах и в Интернете.

 Сезанн-1

Автопортрет, 1875 г.

Картины Сезанна увлекают меня, даже по-хорошему дразнят, заставляли самому взяться за кисти и краски. А свои самые первые уроки живописи маслом я получил у замечательного художника Михаила Юденкова, который учил меня накладывать мазки по-Сезановски, перпендикулярно друг другу.

Поэтому, увидев на экране картину с изображением горы Сен-Виктуар, я сразу же почувствовал, что вернулся в знакомые для себя места.

 Сезанн-2

Гора Сен-Виктуар и Черный замок.

Но первые впечатления обманчивы…. Лекция не приблизила ко мне художника, а скорее отдалила его от меня. Точней, заставила посмотреть на его живопись с большего расстояния.

Уже в самом начале лекции наш проводник процитировал высказывание искусствоведа Отто Бенеша о том, что художник на протяжении всей своей жизни решает одну какую-то проблему. Если говорить о Сезанне, то это в первую очередь проблема цвета и композиции. Его долгое время интересовал вопрос, как вписать фигуру в пейзаж. Отсюда его многочисленные «Купальщики».

 Сезанн-3

Купальщицы, 1906 г.

Наряду с такими яркими личностями, как Ван Гог и Гоген, Сезанн принадлежит к периоду постимпрессионизма. Импрессионисты раз и навсегда изменили наше представление о живописи, передавая на своих полотнах мимолетные впечатления от окружающего мира. Сезанн уже не таков. Он не довольствуется мимолетным, подолгу пишет одну и ту же натуру. Известно, что, рисуя человека, он заставлял модель позировать так долго, что некоторые падали в обморок. Но еще интересней то, что лица на его портретах на выражают конкретного психологического состояния. Лицо жены, которую он писал много раз, на одном из портретов выглядит как маска.

 Сезанн-4

Портрет Ортанс, жены художника, 1890 г.

Потребностью в продолжительной работе над одной композицией вызвано, как считают, и то, что он так часто писал яблоки – фрукты, которые дольше всего сохраняют свежий вид.

 Сезанн-5

«Натюрморт с драпировкой», 1889 г.

Сезанн творил после импрессионистов, но стремился сохранить уравновешенность композиции, и этом отношении его идеалом был Пуссен, представитель эпохи классицизма. Его картины притягивают нас своими красками и игрою света. Я – не исключение, но меня волнует другое. Если художник, как было сказано в начале лекции, всю жизнь решает какую-то живописную проблему, то стоит ли для ее решения превращать лицо в маску? Так и хочется сказать: в случае с Сезанном – стоит.

Но вопрос остается. Недаром в конце лекции было сказано о том, что Сезанн современен. Изучая его творчество, мы вглядываемся не в прошлое, а в настоящее. И возникает желание задать вопросы, ставшие названием картины другого великого художника, современника Сезанна: «Кто мы такие? Куда мы идем?…»

—————————

В заключение хочу поделиться своим стихотворными конспектом лекции.

Так много лет – на попытку решить проблему,
Которая на холсте перед ним, не в жизни….
Так много лет – на поиски соответствия
Между формою жизни и ее устремленностью к цели.
Так много лет – измучив модель сеансами,
Писать портрет времени, но скрыть его под маской бесстрастности.

Лицо ли, маска…. Неважно какой объем
Венчает фигуру, точнее массу складок, узоров, кружев.
Пьеро с Арлекином выходят, откинув занавес,
К последнему акту спектакля под названием «Пустота».
И только свет играет складками, заполняя собой пространство;
Становится арабеской на заднем плане,
Героем какой-то новой драмы –
На переднем.

Гора Сен-Виктуар приходит к художнику, который не идет к горе,
Который пишет натуру, изучает нюансы света.
И фигуру теперь так же трудно вписать в пейзаж,
Как вернуться в прошлое, забыв о движении к цели.

Только яблоки в натюрморте говорят о давно назревшем, спелом….
Говорят о яркости цвета, возбуждающего аппетит
Там, где маска, не моргая, смотрит на игру оттенков,
В которых душа, изгнанница из рая,
Находит себе приют…

Сезанн-6

«Пьеро и Арлекин» («Масленица»), 1888 г.

Надеемся, что следующие лекции дадут нам такую же богатую пищу для размышления.

Василий Клименко

Для данной публикации использованы фотографии картин Сезанна из Интернета.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: