Каспар Давид Фридрих: публичная лекция Сергея Побожия в муниципальной галерее

24 октября мне посчастливилось совершить путешествие в Германию. Если точно, то в Германию эпохи романтизма. Кроме того, мне повезло со спутниками и проводником.

Дело в том, что в этот день в Сумской муниципальной галерее состоялась публичная лекция Сергея Ивановича Побожия, посвященная творчеству Каспара Давида Фридриха. Присутствующие, точнее путники, совершившие это путешествие вместе со мной, услышали рассказ о немецком художнике-романтике, отказавшемся ехать, подобно другим художникам, в Италию, а изображавшем вместо этого родную немецкую природу. О художнике – мастере аллегории, сумевшем отразить в привычном его глазу пейзаже глубину философского обобщения.

Нужно отметить, что наш проводник сделал хорошо, опустив подробную биографию художника и сразу же приступив к основному – творчеству. Но короткий рассказ об особенностях характера Фридриха, которые мы услышали, рассматривая портрет художника, был как нельзя кстати. Еще и по той причине, что это было одно из немногих изображений человеческого лица, которые мы увидел в течение всей лекции, точнее путешествия.

 Фридрих-1

Портрет Каспара Давида Фридриха работы Герхардта фон Кюгельгена, 1810–20

В большинстве пейзажей Фридриха фигуры либо стоят спиной к зрителю, либо даны в таком освещении, что лица не разглядеть.

Важно и то, что наш проводник показал творчество Фридриха на более широком фоне живописи романтического периода. Иными словами, раскрыл перед нами те дали, которые характерны и для картин самого немецкого художника.

При этом нужно принимать во внимание дали не только реальные, но и аллегорические. Вот перед нами кладбище со свежевырытой могилой. Но картина не выглядит безысходной. Ворота кладбища открыты, и за ними виднеется даль и  тонкая вязь ветвей на фоне неба. Жизнь продолжается.

 Фридрих-2

Кладбище под снегом, 1826, Музей изобразительного искусства, Лейпциг

А вот одинокий солдат в густом еловом лесу. Картина написана как аллегория поражения наполеоновских войск. Но перед нами не конец, а все то же пространство жизни – пусть и незнакомое, пугающее.

 Фридрих-3

Французский стрелок в еловом лесу, 1812, частное собрание, Германия

И наконец, лодка, на которой супружеская пара плывет в тихую гавань семейного счастья. Так ли уж все будет благополучно в этой гавани?

 Фридрих-4

На паруснике, 1818, Эрмитаж, Ленинград

Опираясь на классические традиции, Каспар Давид Фридрих предвосхищает в своей живописи эмоциональный накал экспрессионизма, доведенный до крайнего выражения в том же «Крике» Эдварда Мунка.

После лекции о Фридрихе в разговорах слушателей промелькнула мысль о том, что рассказ о немецком художнике – только повод вспомнить целый период в живописи, мысленно окинуть взглядом милые сердцу дали. Но о себе скажу, что для меня она была еще и небольшим открытием и возможностью вглядеться в неповторимое лицо художника, представшее перед нами в самом начале нашего путешествия.

Свои впечатления о лекции  я также передал в своем «поэтическом» конспекте, который прилагаю к данной заметке.

 Меланхоличный немец аллегоричен
В мыслях, готовых охватить весь мир
Но потонувших в конкретном пейзаже…

 Взгляд его необычен, тяжеловесен даже,
Не дойдя еще вполне до цели,
Он впитывает в себя малозначащие детали:
Неровный характер земной поверхности,
Камни, корни, изгибы судьбы, способные,
Запутать взгляд зрителя, увлечь его в такую даль,
Где даже птица не найдет опоры в своем полете.

 Убежденный в том, что даже одна капля
Итальянского неба способна убить гармонию
Туманных вещей, ему самому не вполне понятных,
Он выходит навстречу буре, черпает силу в движении,
И все для того лишь, чтобы найти на холсте и в жизни
Точку абсолютного покоя.

 Красный сюртук (1) в театре – яркая точка на сером фоне,
На фоне общего жизни уклада и мелких ее неурядиц,
Блистательный ход судьбы в игре с той же туманной далью,
Удавшаяся попытка найти опору в повседневности.

 И в то же время:
Одиночество фигуры на фоне пейзажа,
Не успевшей еще вполне стать «Криком» (2)
Взгляд, запутавшийся в противоречиях,
Тяжеловесный, странный….

(1)    Отправляясь в театр, Фридрих надевал красный сюртук, чтобы его заметили потенциальные заказчики.

(2)    «Крик» — картина Эдварда Мунка

 Фридрих-5

Странник над облаками, 1818, Кунстхалле, Гамбург

С нетерпением ждем следующих путешествий!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: