Историческое призвание русского помещика или подвиг веры, любви и труда.

 Крестовоздвиженское трудовое братство является локальной моделью будущего бесконфликтного общества общественной справедливости.

Солодовник Н.С. – генерал-майор внешней разведки, урожденный села Чуйковка Ямпольского района, ученик Крествовоздвиженской агрономической школы.

Конец 80-х годов. Студенты 3 курса факультета английского языка Сумского педагогического института были посланы в село Крестовоздвиженское на уборку урожая.

Студенты были сложные, трудные, от них можно было ожидать чего угодно. Нас поселили в сельской школе, одноэтажном здании из красного кирпича, в светлых просторных классах с очень высокими потолками и кафельными печами-голландками.  Помню еще – на внешней стене школы была  какая-то мемориальная доска.

Само село пряталось в парке со старыми высокими деревьями, улицы были как  просеки.

Недалеко от села находился старинный яблоневый сад, площадью  в 5 гектаров с 14-15 кварталами. Каждый квартал был обсажен липами, кленами, уже к концу сентября золотыми. К саду вела липовая аллея.

Меня сразу поразило, что студенты были какие-то тихие, молчаливые, хорошо работали, снимая яблоки и укладывая их в ящики.

Я сама была охвачена каким-то просветленным покоем. Председатель и агроном давали указания спокойно и вежливо.

Нашей командой руководили три садовника по 80-85 лет, такие иконописные старички. Мы  с ними подружились, они возили меня в сад на телеге, запряженной старой лошадкой.

Сначала садовники заходили в «хижку» и «снЕдали» хлебом, салом, яблоками и рюмочкой. Просили меня «пригУбитись». Они однажды выпили за князя или учителя, уже точно не помню, и рассказали мне, что они внуки «братчиков», и что здесь было братсво, все сельчане «приналежали тудИ»

Сад являл собой какое-то необыкновенно удивительное место: покой, атмосфера мира, благости и небесная тишина.

Студентов своих я не узнавала.

Старики угощали меня холодными яблоками, прятавшимися в траве, называя сорта. Запомнила какое-то сплюснутое с боков яблоко, краснобокое – well-see – миловидное.

Рассказывали, что этот сад «насадив Садовник».

Это был особый мистический мир, отличный от нашей городской суеты и спешки.  Я до сих пор ношу в душе  это необъяснимое воспоминание о пережитой тишине и благости.

Пребывая на презентации книги профессора Л.Г.Мельника «Сходження до утопії або машина часу М.М. Неплюєва (соціально-економічний аналіз)», я опять вспомнила Воздвиженское. Я бы добавила еще и: «Духовный путь восхождения человека через веру в Бога, к себе».

Феномен М.М.Неплюева и его братства, являет собой особый мир духовности, экономики, благоустройства и организации, намного опередившей свое время.

Взволнованные слова Леонида Григорьевича и Виталия Константиновича, который был душой всего этого, наполняли аудиторию верой в то, что и в наше время можно возродить идеи М.М.Неплюева. И первые ростки в Сумской области взошли «в экологических поселках», заложенных семьями-пионерами, осуществляющими идеи Неплюева, ищущими способы морального и бережного обращения с Матерью-Землей, Кормилицей.

Маргарита Сергиенко.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: