О максимализме и равнодушии или Споры вокруг сумских геростратов

Вглядываясь в Новый Свет, Пушкин сказал: «Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую подавленно неумолимым эгоизмом и страстью к довольству (comfort) Ин. литер., 1980 г. № 11.

Сумы замечательный город. Это конгломерат национальностей – русские, украинцы, поляки, потомки кочевников. Это звездные часы города, это интеллигенция – творческая и талантливая, это ВУЗы и неугомонные студенты, это мировые спортивные достижения – наша гордость, это рабочие и служащие. И… местные хулиганы, которые даны нам с давних времен, которые всё разрушали, ломали, сжигали. Это их кровь стучит в сердцах наших геростратов, ничего не создавших, но научившихся разрушать в отместку за свою отчужденность. Но они часть нашего города. Это извечное противостояние дикости и цивилизации.

Если бы мы заботились о нашем будущем, а не о своем только, мы бы обращали внимание на своих детей, не матерились бы дома, не пили бы пиво ежедневно, воспитывали бы своим примером – не сорили на улицах, пляжах и площадях, уважали женщину.

Это наши дети привлекают к себе наше внимание, как умеют – разрушая, матерясь, напиваясь, куря наркотики….

Когда студенты, тоже наши дети, решили, как умеют, бороться, мы возмутились, что возмутились студенты, а не мы.

Пора, дорогие сумчане, проснуться и взяться за своих детей, пока не поздно. И снова вспомним слова И.Г.Харитоненко: Любите друг друга и любите этот город, как я любил его.

Маргарита Сергиенко.

_______________________

В связи с провокационными бигбордами, появившимися недавно в городе Сумы, и бурными дискуссиями вокруг них я вспомнил повесть Братьев Стругацких «Трудно быть Богом». Оказавшись в средневековом обществе, варварском с точки зрения обитателей совершенного Мира Полдня,  герой повести рассуждает про себя: «Да полно,  люди  ли  это? Неужели они способны стать людьми,  хотя  бы  со  временем?»

Наверно, такой максимализм свойственен для современного молодого человека, мечтающего что-то изменить в окружающем мире или, по крайне мере, сам жить по-новому. Мир кажется ему чужим и чуждым. Вот он и задает очень обидные вопросы…

В случае с бигбордами не так важно, стоит ли за всем этим какая-то сила, и преследует ли кто из участников свои прагматические цели. Важно то, что такое настроение имеет место в нашей жизни. И свои причины.

Это люди старшего возраста привыкли преследовать более прагматические цели. Цели, которые кажутся им значительными и важными, зачастую не только для них самих, но и для общества в целом. И обходят молчанием то, что им кажется пустяком или чем-то слишком привычным. «Зачем говорить об этом, если все равно ничего не изменишь?…» или «Лучше дело делать, а не заниматься пустыми разговорами…»

Между тем, говорить надо. Но не затем, чтобы мгновенно решить все проблемы. И не с целью непременно доказать что-либо своему оппоненту. А для того, чтобы у идущих вслед за нами был язык для осмысления окружающего мира. Иначе они могут воспользоваться совсем другими словами, которые будут нам не по вкусу.

В ходе обсуждения говорилось о том, что мы привыкли терпеть оскорбления. Но от кого обидней: от чиновников, делающих это по привычке или, может быть, даже с личной выгодой? Или от тех, кто делает это невольно, подобно нам, но по-своему, пытаясь поставить проблему и найти ее решение?

Не хочу никого оправдывать. Просто иногда полезно посмотреть с разных точек зрения. Хорошо, что в упомянутом мной эпизоде из повести Стругацких герой все же отказывается от окончательного приговора. Он вспоминает многих достойных людей, живущих в окружающем его «варварском» мире. Увы, от этого ему не становится легче….

Василий Клименко.

Реклама

One Comment to “О максимализме и равнодушии или Споры вокруг сумских геростратов”

  1. Мне понравилась аналогия с Геростратом…

    Это мой небольшой вклад на прошедшем собрании. Сама придти не смогла, текст прочла Аня Кожевникова. Надеюсь, не утомлю количеством знаков)))

    Из истории плаката всем известные такие как:
    Моор «Ты записался добровольцем?»
    Орлов «Помоги!»
    Тоидзе «Родина Мать зовёт»
    Эти плакаты играли огромную историческую роль. Искусством плаката далеко не все художники способны овладеть. Или, точнее сказать, не всем художникам можно доверить плакат, ведь главные требования изображения это-воздействие на сознание зрителя, на психику человека посредством некоторых важных композиционных приёмов, лаконичных фраз, выразительного шрифта и формы, + высокая острота ума и главное-гуманный посыл. Почему советские плакаты на алкогольную тему не имели успеха? Они вызывали иронию, жалость к персонажу и, чаще всего, полное безразличие, и под такими плакатами обычно именно и распивали, развешивая в каптёрках, в мастерских, в кочегарках и пр. укромных местах))) Да потому что плакаты уничижительного характера не воспитывают и сегодня, для упрощенного объяснения, можно смело прибегнуть к аналогии плаката с 25 кадром и сразу всё становится понятно. Высоким искусством плаката овладели поляки. Это, пожалуй, после кинематографа самый выдающийся вид искусства в Польше, уже традиционный. И какая эстетика! И уважение к себе.
    Что мы видим на плакате «Сумы-город быдла»? Да вредительство чистой воды! Или автор не знает законов воздействия на подсознание, изображая знак вопроса ну совсем бледно для второстепенности восприятия, тем самым утверждая: БЫДЛО, или же художник просто безграмотный, но пытался проявить себя в промграфике монохромом. Вот теперь легко представить: ходит себе каждый день утром/вечером милая женщина под плакатом, напевает мелодию Шопена , а возвращаясь домой-Вечернюю серенаду Шуберта, и, как бы, уже не замечает , что у неё там над головой качается. Но плакат-то работает! Это может подтвердить специалист психолог. И женщина начинает сутулиться… через год она запоёт шансон… или участятся депрессии, после разглядывания встречных — ведь все же тут быдло, но … не Я! Как с тем алкогольным плакатом: я же не пью, это же кто -то такой жалкий с красным носом. Но только не Я…
    Пытаюсь объяснить с точки зрения художника, немного знающего, что композиция- главная суть в изображении. Даже не техника мазка или штрих, а именно композиция. А сила плаката превосходит ещё подключением к идее шрифта-словА! А если ещё идея адекватная, то с плакатом можно горы свернуть и на врага массы направить, что и делала «Родина Мать» Тоидзе. Ну, а если идеи носители задиристые снобы, то-Беда…
    Хочется закончить словами мыслителя современности-собрата по кисти(шутка))) Игоря Касьяненко: Это же можно с таким же успехом на планете Земля установить табличку «Планета Быдла» А можно наоборот – «Планета Гениев», первое и второе-верны. Но как корабль назовёшь, тем и зазомбируешь

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: