Воспоминания о Приюте. Часть вторая

(Читать первую часть)

После определения в приют  воспитанием нашей бабушки занималась классная дама.  Она находилась с девочками неотлучно: следила за их играми, помогала учить  уроки, сопровождала   их на службу в церковь. Общение с внешним миром было очень ограничено. В ПРИЮТЕ поддерживался порядок и дисциплина, неукоснительно соблюдался распорядок дня, все совершалось по звонку в строго определенное время. Вставали в одно и то же  время, одновременно  шли на молитву и в столовую. Девочки были одеты в одинаковую форму – серые платья с черным повседневным или белым парадным фартуками. Отличницы носили еще и белые шарфы. приют-22 Попечительница, Н.М. Харитоненко, в целом  решая  преимущественно вопросы финансового и хозяйственного содержания Приюта (отопление, освещение, обеспечение  одеждой и питанием воспитанниц), своими личными пожертвованиями и привлечением благотворителей старалась скрасить однообразную жизнь девочек: присылала игрушки и гостинцы, устраивала новогодние ёлки приют-23

 Новогодняя открытка.

и Рождественские праздники.

  приют-24

              Рождественская открытка.

 Бабушка часто вспоминала, как на новогодние праздники им дарили шоколадные куколки.

 приют-25

Из музея истории шоколада. Интернет-ресурс.

     После смерти Н.М.Харитоненко с 5 августа 1904 года попечение о приюте приняла жена тайного советника Вера Андреевна Харитоненко.

приют-26

 В.Е Майковский. Портрет Веры Андреевны Харитоненко.

1886год.  ГХМ г.Хабаровска.

приют-27

Фламенг Франсуа. Портрет Веры Андреевны Харитоненко

Она в 1906 году вышла с ходатайством к  Главноуправляющему собственной  Его Императорского Величества Канцелярией по учреждениям Императрицы Марии о преобразовании приюта в смысле расширения программы преподавания, для того, чтобы окончившие курс воспитанники приобретали право начальных учительниц и получали свидетельство от самого приюта. В ответ на это Главноуправляющий предложил расширить программу в Сумском приюте в объёме программы  Строгановского сиротского отделения при приюте Великой Княгине Александры  Николаевны. С ноября 1906 года вся учебно-воспитательная часть Сумского детского приюта реорганизована и в основу деления их по группам положена программа учебного курса для детских приютов и программа учебных предметов в Строгановском  сиротском отделении детского приюта с добавлениями и исправлениями, указанными Учебным Комитетом ведомства учреждений Императрицы Марии. Призреваемые в приюте девочки, которые обучались по программе четырехклассного училища (его и закончила наша бабушка) изучали следующие предметы: Закон Божий, Русский язык (чтение и рассказ, наглядные беседы, правописание и письменные работы), Церковно-славянский язык, Арифметику, Чистописание, Рукоделие, Гимнастику, Пение.

 приют-28

Преподаватели и воспитанницы Приюта.

 В теоретический курс учебной семинарии входили: 1. Закон Божий 2. Русский язык с церковно-славянским языком 3. Арифметика с геометрией 4. География 5. История Русская и всеобщая 6. Естествоведение 7. Чистописание 8. Черчение и рисование 9. Пение 10. Рукоделие 11. Гимнастика

приют-29

Выпускницы женского училища при детском приюте им. Н. М.Харитоненко

Фото 1911года.

При изучении положенных программой предметов, всё внимание преподающих было обращено на сознательное усвоение учащимися изучаемого материала. С этой целью обращалось  внимание на метод  преподавания. Кроме усвоения преподаваемого, будущие учительницы  должны были видеть, какими способами учителя добиваются усвоения проходимого материала. В практическом курсе воспитанницы слушали примерные уроки, даваемые учителями в их присутствии, под руководством заведующего учебной частью  составляли конспекты  ведения уроков по всем предметам начальной школы,  для приобретения способностей впоследствии самостоятельно вести обучение в начальной школе  сами проводили уроки по заранее ими составленным  и одобренным заведующим конспектам. В практический курс входили: 1. Закон божий 2. Русский язык с наглядным обучением. 3. Педагогика и дидактика 4. Гигиена 5. Методика русского языка 6. Арифметика 7. Методика арифметики 8. Естествоведение 9. Физика элементарная 10. Черчение и рисование 11. Чистописание 12. Рукоделие 13.  Пение 14. Гимнастика В практическом курсе были введены дежурства воспитанниц с ученицами подготовительной школы. С 6 утра дежурная исполняла свои обязанности будить детей, следить за их  умыванием, одеванием, вести  их на молитву, на  утренний чай и завтрак. Во время классных занятий сидеть в классе по указанию смотрительницы училища и во время урока внимательно следить за тем, как относятся дети к материалу, преподаваемому в классе. Во время перемен и по окончанию классных занятий  неотлучно находится при порученных ей воспитанницах, следить  за их поведением, принимать участие в играх, изучать в то же время наклонности, привычки, характер каждой и заносить свои наблюдения в дневник, который  подавался для просмотра и рецензий смотрительнице и потом заведующему педагогической частью училища.

 приют-30

 Воспитанницы женского училища при детском приюте им.Н.М.Харитоненко.!911год.

 В воскресные, праздничные дни  и накануне их воспитанницы под наблюдением смотрительницы и ее помощниц посещали приходской храм. В такие  дни, а также в дни говенья воспитанницы, присутствующие на богослужении, сами пели всенощную и литургию.

 Так воспитанницы Приюта применяли знания Закона Божьего, полученные на занятиях.

 приют-31

приют-32

Девочки. Вербное  воскресенье. Татьяна  Теодоровна  Гридина.

Когда я была маленькой, бабушка  часто брала меня  на службу в Троицкий собор, заботливо прихватив с собою маленькую скамейку, чтобы я могла посидеть на ней во время службы. Сама бабушка хорошо пела. В семье всегда почитались христианские праздники, такие как Крещение Господне.

 приют-33

 Старинная открытка

 В детстве мы с интересом слушали рассказ бабушки о том, что в канун праздника Крещения Господнего на реке Псёл у Харьковского моста изо  льда вырубался Крест, и там проводилось освящение воды. И в 90-тые годы, когда по всей стране возобновились богослужения, именно на том  самом  месте был  установлен  Крест изо  льда,  и в Сумах проводилось освящение воды на Иордани.

 приют-34

 Современное фото.

Вербное воскресенье

 приют-35

 Старинная открытка.

День Святой Троицы.

приют-36

 Старинная открытка.

Этот праздник у меня  всегда ассоциируется с зеленью. Мне, как и соседским девочкам, на рынке покупались венки, сплетенные из полевых и луговых цветов. А для мальчиков на рынке продавались колпаки, сплетенные из  лепехи (болотного аира).

Благовещение.

 приют-37

Старинная открытка.

В этот праздник мама или бабушка, заплетая мою довольно таки длинную косу, всегда приговаривали: «В этот день дева косу не плетет, птица гнезда не вьёт», тем самым подчеркивая величие этого дня.

 Сретение Господнее

приют-38

Старинная открытка.

 Особенно таинственным и торжественным мне из детства запомнился праздник ПАСХИ ГОСПОДНЕЙ. Этому событию предшествовал Чистый четверг, когда  в комнате белились стены, стиралось бельё, наводился полный порядок.

приют-39

Старинная открытка.

Из бани по улице Псельской возвращались соседи. А поздним вечером из церкви верующие возвращались домой с зажжёнными свечами.

приют-40

Костанди К. К. Страстной  четверг.

Потом  пеклись куличи, красились яйца, готовилась колбаса.  В годы моего детства Пасхальные дни не были праздничными, поэтому пока я ещё не встала, а мама собиралась на работу, бабушка замешивала тесто. Особого рецепта у неё не  было. Тесто просто пробовалось,  и добавлялся необходимый по вкусу продукт.  У соседей была русская печь. Бабушка пекла пасхи  у них. Там существовала очередь. За аренду печи хозяйке давали пасху. Чтобы тесто не перебродило  бабушка,  его перебивала. Моя задача была играть во дворе, никуда не уходить и вообще быть послушной. Вкус бабушкиных куличей я помню и сейчас. Мне долгое время не удавались  куличи  такими же вкусными, как у бабушки. Уже став взрослой женщиной, я поняла, что  не пользовалась бабушкиным советом, приступая  к приготовлению пищи, хозяйка должна быть в хорошем  расположении духа, тем самым передавая положительную энергию блюдам. А  утром верующие приветствовали друг друга пасхальными приветствиями «Христос воскресе!  — Воистину воскресе!»’ приют-41 В пасхальные дни  к нам всегда приходила бабушкина сестра Ольга с крашенками и куличами.  В эти дни мы проведывали бабушкину маму — мою прабабушку, которая жила на улице Сеченова со своей невесткой (женой младшего сына от второго брака  Андрея, погибшего на фронте). На занятиях по  русскому языку девочек обучали чтению и рассказам, наглядным беседам, правописанию  и письменным работам. Для этого использовались  внеклассные чтения и литературные беседы. Для внеклассных чтений и литературных бесед все ученицы разделялись на три группы: младшую, среднюю и старшую. Младшая группа изучала такие произведения: Д.Н.Мамина-Сибиряка «Упрямый козел», «Приёмыш», «Зелёная война», «Лесная сказка», «Старый воробей», «Серая шейка», «Ёлка», «Медведко», «На пути», «Емеля охотник», В.Г.Короленко «Слепой мальчик», Льва Толстого «Детство», И.А. Гончарова «Сон Обломова». А.С.Пушкина «Сказка о спящей царевне и семи богатырях». П.П.Ершова «Конек Горбунок». Средняя группа изучала: ЛИТЕРАТУРА А.С.Пушкина поэму «Полтава», роман в стихах « Евгений Онегин», роман «Капитанская дочка»,трагедию «Борис Годунов». ИСТОРИЯ «Петр Великий и его время» А.С.Пушкина: Детские годы Петра Немецкая Слобода Петроград Старый дом М.П.Розенгейма. Основание Петрограда, Ассамблеи  при Петре Великом, Время Екатерины Второй: Екатерина Вторая и её реформы, Войны Екатерины Второй, Дворянская усадьба в 18 веке, Крестьянские волнения и Пугачевский бунт, Наука и просвещение 18 века. Пособиями служили: По истории: Историческая  хрестоматия  Константина Васильевича  Елпатьевского, Книга по Русской  истории Д.А. Жаринова и М.Н. Никольского »Былое  вокруг нас», Историческая хрестоматия С.А. Мельгунова и В.А. Петрушевского. По географии: Книга Сергея Мече «Кавказ», Иллюстрированный путеводитель по Волге 1898 года Ю. К. Круберга. «Картины Родины» Нечаева Александра Павловича. «Сибирь» и «Западный край» В.П. Семенова-Тян-Шанского. «Подземные силы», «Описание жизни  земного шара», «О затмении» ЭлизеРеклю. Старшая группа изучала: Литература «Обыкновенная история» и «Обломов» И. А. Гончарова. Островского Н.А. «Свои люди – сочтёмся», «Бедность не порок», «Семейная картина», «В чужом пиру похмелье», «Гроза», «Доходное место», « На всякого мудреца довольно простоты». Л.  Н.  Толстого   «Детство, отрочество, юность».  «Утро помещика». «Люцерн», «Записки маркера». История Религиозная жизнь народа: А) Верование славян Б) Влияние Византии В) Монастыри Г) Содействие духовенства Московским князьям Д) Отношение Грозного к митрополиту Филиппу Е) Патриарх и раскол Верховная власть на Руси А) Князь в Суздальской Руси и под властью татар Б) Власть Иоанна Грозного В) Избрание на престол М.Ф. Романова Г) Император Пётр Народовластие и самоуправление А) Вече Б) Земские соборы В) Государственная дума Г) Местное самоуправление Суд А) Месть Б) Суд князя на княжеском дворе и на полюдье В) Суд воеводский Г) Судебная реформа Пособия  для изучения: Родная старина Сиповского Василия Васильевича Русская история в очерках и статьях Довнар-Запольского Митрофана Викторовича Из прошлого Русской земли Князькова Сергея Александровича. При рассказе сказок и басен обращалось внимание на развитие языка в лексическом, грамматическом, стилистическом и логическом отношении. На литературных беседах девочки знакомились с бытовой стороной жизни, делая выводы, образовывая  принципы, создавая идеалы. А в воскресные дни занимались  чтением художественной литературы, декламацией  стихотворений, представлений басен  и сцен из  детской жизни в лицах.   Этим приучали девочек к умению поставить и держать себя при различной обстановке. Бабушка и меня обучала декламации стихов, поэтому я всегда читала их на детских утренниках во Дворце, на школьных утренниках, а потом и на концертах художественной самодеятельности на швейной фабрике, где я работала. Помню, как бабушка делала мне замечание после моего первого публичного выступления  на сцене  Зеленого театра в парке. Я вместе с девочками со школьной площадки, разыгрывая какую-то сценку, стала очень близко к занавесу,  меня было плохо видно  со зрительного зала. приют-42 Для подготовки к урокам и внеклассным чтениям  в распоряжение девочек была представлена библиотека  Приюта, разделявшаяся на фундаментальную и ученическую. В фундаментальной библиотеке к январю 1915 года  числилось 528 названий в 1466 томах, в ученической библиотеке учебников по всем предметам числилось 1517 экземпляров и наглядных учебных пособий на сумму 651руб.86коп.

(Читать третью часть)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: