Записки на манжетах или Несостоявшееся выступление на форуме.

Каждый город или селение, уважающие себя и свою историю, должны иметь свои мифы, легенды и привидения. Сумы не обижены этим. Хочу рассказать об одной полулегенде, связанной с правдивыми событиями.

В нашей семье женщины любили поговорить со своими друзьями и гостями о Лизаньке-хромоножке и Сандунове

Особенно этим увлекались моя мама, мадам Корепанова, бабушкина подруга Людочка 73 лет, всегда украшенная фермуарами, гарнитурами и отдельными украшениями из драгоценных камней. Она отчаянно красилась – губы помадой, глаза обводила тушью, как у Веры Холодной, и была такой же таинственной. Ее умерший муж был ювелиром, и Людочка говорила, что камни – настоящие. И договорилась – ее обокрали. Она жила одна в собственном доме на пустынной Надъярной.

Частой темой разговоров была Лизанька. Они утверждали, что Суханов построил свой дом на месте деревянного дома Силы Сандунова. Сандунов увез Лизаньку из Москвы, где она была шансонеткой и танцевала канкан. Он построил для своей пассии дом напротив Окружного суда на углу Думской. Это все что я помню. Мне в то время было лет 14-15.

В конце 60-х годов в популярной газете «Неделя» в двух номерах была напечатана статья о владельце знаменитых московских бань-Сандунов, принадлежавших Силе Николаевичу Сандунову. У него была семья, жена и, кажется, сын. Но он полюбил певицу и драматическую актрису Елизавету Семеновну Уранову (театральный псевдоним). Она родилась в конце 18 века и умерла в 20-х годах 19 века. Она пела на Московских сценах и в Санкт-Петербурге на оперной сцене, сопрано.

Они тайно поженились, и Сила увез Елизавету Сандунову в Сумы, с которыми он был каким-то образом связан. Здесь он построил или купил дом для Лизаньки, но через время она разорвала с ним и уехала в Санкт-Петербург, где пела в опере. В статье было несколько строк о городе Сумы, где Сандунов жил некоторое время напротив Окружного суда. Вот и все, что я знаю. Несколько фактов – актриса, жена, имя, Сумы, адрес дома – и, как в фантазиях наших женщин, все было романтизировано, наподобие модных романов Вербицкой и немых фильмов.

Как хочется красивой жизни….

Моя мама, вообще, любила рассказывать истории с деталями. Такими как: у писателя и общественного деятеля Коцюбинского была любовница Шурочка. Он однажды купил ей белую кружевную блузку. И по неосторожности принес ее домой. Жена увидела блузку, и Коцюбинскому пришлось сказать, что эта подарок для нее. Как Шурочка страдала, видя эту блузку на жене Коцюбинского.

Маргарита Сергиенко.

13 комментариев to “Записки на манжетах или Несостоявшееся выступление на форуме.”

  1. Спасибо за неожиданную версию фрагмента истории усадьбы. Приобщаю в общую базу.

  2. Ребята, спасибо за Ваш труд. Интересный сайт. Почитал с удовольствием. Нет ли у Вас возможности узнать в Ахтырских краях что-либо о семье Краснянских? Старинный род владел конезаводом в тех краях. Был бы благодарен за информацию.

    • Спасибо за отклик! Я наведу справки и, если получу интересующую Вас информацию, сразу же сообщу Вам.

    • Александр, вот информация, которую передоставила мне Маргарита Сергиенко:
      ———————————-
      Владимир Иванович Краснянский – 1838 года рождения, происходил из обедневшего рода дворян Харьковской губернии. Гласный городской думы, директор С. Крестьянского сельскохозяйственного банка. Четыре раза избирался городским головой.
      Владимир награжден орденом св. Станислава III степени, св. Анны III степени, медалью за участие в переписи 1887 года, тремя медалями и именным памятным знаком.
      Жена – дочь отставного майора, Мария Петровна Крамаренко, трое сыновей – Евгений, Владислав и Александр.
      Семью уважали. Второй сын был товарищем предводителя дворянства Сумского уезда. Он организовывал празднество 300-летия царской династии в Сумах.
      В 1909 году Евгений был головой Сум
      Во время революции семья подвергалась гонениям. В 1920 году покинули Сумы.
      В 2004 году Татьяна Владимировна Краснянская, правнучка Владимира приехала из Харькова.

      • Оставила ли свои координаты Татьяна Владимировна?

      • Пока у меня нет информации об это. Как только узнаю, сразу же сообщу Вам.

      • Неужели эта информация конечна. и такая большая семья не оставила о себе ничего в Истории? Кто знает?

  3. мои дорогие это татьяна владимировна из краснянских та самая случайно оказалась на вашем сайте ничего не умею и не имею пока ни компьютера ни интернета работаю экскурсоводом большой ялты мобильный+79780462683фамилия сейчас васильева была бездетская (несмотря на семь детей) девичья лукьянченко жила до 1972 в харькове теперь в ялте меня знает людмила николаевна евдокимчик из музея чехова я единственная внучка марии евгеньевны краснянской вышедшей замуж за студента харьковского университета николая федоровича лукьянченко они оба похоронены на залютинском кладбище а братья бабушки геннадий и борис погибли в гражданскую если вам интересно — приезжайте в ялту или позвоните .Да:мне 62 года и ездить куда-то тяжело хотя и очень хочется еще раз пройтись по дорожкам где бегала девочкой моя несчастная бабушка. спасибо что хоть кому-то интересны краснянские а для меня это вечный плач по личному вишневому саду чувствую себя абсолютным фирсом спасибо за внимание всего доброго попрошу внука никиту из киева с вами связаться если вам интересно. будьте благополучны!

  4. Здравствуйте, Татьяна Владимировна. Я пытаюсь собрать историю рода Краснянских. Мой прадед Александр Владимирович, о котором здесь говорится. Лет 10 назад составил список веток его потомков. Получилось около 60 человек. Давайте свяжемся, если Вам это нужно и по-прежнему интересно. Ваш телефон не отвечает. Попробуйте позвонить ко мне. +7 919 106 83 36. Краснянский Александр.

    • Здравствуйте, Александр. Я внук Татьяны Владимировны, о котором говорилось выше. Она написала сюда в последний момент перед тем, как сесть на поезд из Киева и в интернете не появится еще долго. Но через пару дней она будет в Крыму и ей таки можно будет дозвониться по указанному телефону. Учитывая современные изменения в геополитике, Вам будет легче с ней связаться, чем мне, но пока она не выехала из Украины, я попробую ей сообщить Ваш номер.

      В любом случае, Вашего звонка она будет искренне ждать, поэтому через 1-2 дня можете звонить.

      • Здравствуйте, Никита. Связаться оказалось не легче. Вам и выступать мостом. Хотя бы на первых порах.

  5. Дорогой Александр,только что прочла ваше сообщение, находясь у дочки в Одессе. Завтра буду в Ялте. Но там я не имею ноутбука и не умею пока ничего, да еще с головой в работе, дико устаю и не доползу до интернет-кафе, остается только телефон. Я бесконечно благодарна Вам за интерес к Краснянским и на всякий случай сейчас напишу свою линию, а вы держите основную связь с Никитой, потому что его папа, мой сын Алеша ( Любляна) очень активно занимался нашей генеалогией. Но детей у меня семеро и древо развесистое вышло. Зато я одна из потомков Евгения,это проще. Итак. Евгений Владимирович и Антонина Семеновна поженились в 1895 г. и моя бабушка Мария родилась в 1896, закончила Екатерининский институт благородных девиц в Москве,жила вдоме на Луке, вышла замуж за вдовца с маленьким сыном Юрой (учился в харьковской школе №132,которую потом и я закончила, на Шатиловке). Юра погиб в 1941. У бабушки были два младших брата Борис и Геннадий (Адя), один из них был гардемарином,оба погибли в гражданскую. Бабушка родила моего папу Владимира Николаевича Лукьянченко в декабре 1924(записан на 17 января 1925). Он женился на моей маме Калиновской Галине Федоровне 8 августа 1950, она с западной Украины, родилась в Ямполе, похоронена во Львове, а папа в Харькове. Я одна у них, родилась и выросла в Харькове,закончила там университет (филфак), в 1972 вышла замуж за Юрия Петровича Бездетского, лейтенанта-ракетчика и уехала в Семипалатинск. Там родился наш первенец Илья (по своему первому браку Виноградов,1973,живет в Ялте). В 1974 родился Алексей (по браку Петров),потом я разошлась и вышла замуж в Ялте за Ардюкова Павла Александровича, родились Борис 1980, Мария 1981, Владимир 1986, Лия 1992 и Николай 1994. В 2005 я овдовела и теперь вот неожиданно вышла замуж за Николая Степановича Васильева с Камчатки, г.Елизово. Такие вот дела. Дети разлетелись, дом бабушки и дедушки на Шатиловке продан в прошлом году, моя жизнь выходит на финиш и хочется, как любому,»оставить след». Но не в Истории, как Вы трогательно выразились, эту масштабную заявку я вряд ли смогу оплатить,- а хотя бы в подстрочном примечании или сноске. Бабушка и дедушка сильно повлияли на меня и мой смысл жизни. Блестящая барышня с белым роялем в качестве приданого всю жизнь державшая кур, коз и кроликов- потому что не могла ужиться с советской властью — и тихий кроткий студент, не умеющий прокормить семью, учившийся с будущим академиком Барабашовым (чем всегда его попрекала бабушка), но не оставшимся в памяти даже как изобретатель железнодорожной буксы (я видела такое фото деда с буксой). Это напоминает жизнь… Спасибо за внимание!

    • Простите меня, пожалуйста, Татьяна Владимировна. Совсем занят в командировках. А писать на такую тему второпях нельзя. Обязательно найду время.

Добавить комментарий

