Балаклава

В связи с публикацией на сайте клуба информации о посещении писателем Куприным нашего города я вспомнила свое посещение Балаклавы, где проживал Куприн. Хотя я и не люблю его за то, что он обидел мой Город, я вспомню о нем в этом опусе.

Один из моих кузенов плавал в 80-х годах на научно-исследовательском судне «Академик Книпович». Когда «Академик» приходил в порт приписки Севастополь, он стоял в Камышовой бухте. Мы приезжали увидеться с ним и, конечно, за экзотическими сувенирами. На этот раз Слава угощал нас омарами. Прямо на стол выкладывались варенные красные огромные чудища, которых я боялась есть. Он наградил нас упаковкой мороженых омаров. По дороге домой в автобусе, начиная от Запорожья, пассажиры оглядывались и крутили носами. Новые пассажиры спрашивали, не везем ли мы покойника. Как у Джерома с сыром. Пришлось выбросить их на остановке в мусорную урну. Жалко….

В Севастоополе, моем любимом городе, белом с голубым, как океанский лайнер, моя душа таяла от восторга. Я всегда тайно любила моряков. Читала все книги о кругосветных путешествиях. «Вокруг света на «Коршуне»» — моя любимая.

Моряки – матросы и офицеры – восторгали меня каким-то таинственным порядком, точностью, вежливостью, мужеством. Попробуйте, три года в штормах, штилях, авралах, крушениях, не сходить на берег. Почему я не матрос, хотя….

В Севастополе я всегда терялась от компании, чтобы самой все увидеть. Никто уже не удивлялся этому. Херсонес, Корабельная сторона и апофеоз – Балаклава. Это был закрытый город, наглухо закрытый для всех. Но я увидела на базаре слово «Балаклава» на автобусе и рискнула. Купила билет, села в автобус и, прижимая паспорт к груди, поехала, каждую минуту ожидая, что матросский патруль высадит меня и повезет обратно в Севастополь. Доехали быстро. И вот я вступила на землю Симболона, страну листригонов.

Отже у гавань ввійшли ми славетну, що вкрита тернами.
Кручі стрімчасті півколом обабіч її оточили.
Скелі нависли одна проти одної; там височіють
В гирлі самому, що входом вузеньким веде до затоки.
Хвиля ніколи не б ‘є ні велика
Там, ні мала – гладінь осяйна там виблискує

Это 8 столетие до н.э.!
И действительно, когда я взодралась на вершину скал, увидела не очень широкую бухту, с двумя извивами и очень узким «гирлом» — для прохода одному кораблю. В бухте стояли военные корабли, какие-то баржи, вода грязная, в пятнах мазута, матросы работали на палубах. И тишина и солнце.
Я успокоилась и пошла по набережной. По земле, по которой ходил Афанасий Никитин, шли бои Крымской войны, наша война. Там жили варвары – людоеды, листригоны. Страбон в своей «Географии» писал про бухту Симболон «После Симболона до Феодосии тянется Таврийское побережье».
Бухта окружена высокими скалами из мраморного известняка, черного сланца, меловых откосов.

Позже я узнала, что Балаклава находится на Крымском южнобережном субсредиземноморье. Зимой — +2° -2,6°. Сама бухта длинной в 2 километра, ширина — 425 метров, глубина 17 -38 метров.
Я ходила по земле, которой 25 столетий! По узкой крутой тропке я дошла до гирла бухты и с высоты 100 метров смотрела на бескрайнее море без горизонта, сливавшееся с небом. Представляете? Здесь в первом столетии нашей эры стоял лагерь римских легионеров.
В 5 – 8 столетии Симболон – укрепленный пункт византийцев.
В 988 году здесь воевала дружина князя Владимира Святославовича.
Генуэзцы с их могучей крепостью Чембало, турки, греки. Запорожцы и донские казаки.

«Балык+юве» по тюркски «рыбий садок».

Куприн, Ахматова, Паустовский….

В 5 километрах от Балаклавы в Свято-Георгиевском монастыре был Пушкин….

Там жила Ифигения. Она было жрицей в храме Артемиды.

К чему холодные сомненья?
Я верю, здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья…
А.С.Пушкин.

Зачем путешествовать по свету? Здесь все в одном флаконе. Какая огромная наша страна!
Теперь про А.Куприна. Я бродила по набережной с южными домиками, заглядывала в дворики, покупала хлеб и кильку в консервной банке – все-таки морской город….
Нашла улицу Куприна, набережную Назукина. Здесь созданы «Штабс-капитан Рыбников», «Сны», цикл очерков «Листригоны», которые и заразили меня желанием поехать туда, к листригонам.

Теперь я узнала, что Балаклава – большой центр туризма и рекреации в Крымском субсредизенмноморье с природно-историческим музеем.
В 1957 – 1967 годах, в период «холодной войны» в глубине скал Балаклавы построили огромный подземно-морской завод для ремонта и укрытия подлодок Черноморского флота. Длина — 360 метров, ширина канала для входа – 6 метров, высота – 12 метров. По-моему, это здесь сейчас первый в Европе Балаклавский подводно-подземный музей.

Вот теперь-то все и затопчут….

Маргарита Сергиенко.

Метки:

Добавить комментарий

