Заметки на манжетах или Сквозь чистое стекло

В этой заметке хотим рассказать о пребывании А.И.Куприна в Сумах и его впечатлениях от нашего города. Но сначала несколько слов о самом писателе.

А.И.Куприн родился в Санкт-Петербурге в 1870 году, умер в эмиграции в 1938 году.
После смерти отца семья будущего писателя переехала в Москву. Там он закончил два пажеских корпуса, а затем Александровское военное училище.
Начал писать рассказы из военной жизни: «Кадеты», «Курсанты» — о своей юности. Служил в Подольской губернии в чине подпрапорщика. Военная жизнь дала ему богатый материал для литературной деятельности. Характер, по воспоминаниям современников имел резкий, желчный.
В 1894 г. вышел в отставку, переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и маленький жизненный опыт, бедствовал, дважды был женат.
В следующие годы много странствовал по России, перепробовал множество профессий, нигде не уживался. Он, однако, жадно впитывал жизненные впечатления.
улица Соборная стараяРассказ «Как я был актером» был написан в 1903 году, как воспоминания о 2-х месяцах, проведенных во время летнего театрального сезона в городе С., 3-4 года спустя. Он приехал на встречу с приятелем, с которым задумал одно мероприятие. Куприн был необычным человеком. Любил изучать события изнутри. Неуемная жажда познать жизнь привела его в Сумы.
Он нашел работу или в театре в нынешнем сквере Шевченко или в театре «Швейцария», находившемся на даче Коваленко. Это был хороший театр с галеркой, ложами, партером.
Участвовал в эпизодических ролях. Приехал Сумы без копейки в кармане. Куприн был мизантропом по характеру. Он плохо знал театр, особенно провинциальный. Ему обещали 25 руб., а получил 1 рубль.
В рассказе «На покое» 1902 г. дано еще одно упоминание о Сумах. Следует сказать и о статье сумчанина Павла Зайцева «По поводу воспоминаний А И.Куприна о Сумах». В 1898 г. Зайцев был гимназистом IV класса. Помнит «Иоанна Грозного», «Уриэля Акосту», «Новый мир». «Актеры были пошлые, но зрители встречали действо с диким восторгом. Ни искусства, ни знания быта.»

Предлагаем Вам отрывки из воспоминаний Никитенко «В уездном городе С.» или «По улицам старого города».

Сумы. Базарная площадь_res«Тут придется прервать рассказ о старом городе, чтобы рассеять вздорные писания Куприна, которые, к сожалению, некоторые авторы книжек о Сумах принимают за «свидетельства очевидца». В своем рассказе, сочиненном в 1889-1900 годах «Как я был актером», Куприн в стиле гоголевского описания Миргорода живописует: «… представляете себе плохонький уездный городок. Посредине вот такая огромная лужа, где продают с возов картошку и огурцы. Это базар. По одну сторону от него собор и, конечно, Соборная улица, по другую — городской сквер, по третью — Каменные ряды, у которых желтая штукатурка облупилась…»
Секретарь мудрого старца, Льва Толстого, в своих воспоминаниях говорит: «Льву Николаевичу прочитали рассказ Куприна «Как я был актером». Рассказ Толстому не понравился. Он сказал: «Собрание каких-то анекдотов» И верно!
В начале своего рассказа Куприн ограничился названием города, обозначив буквой «С». Вероятно, побаиваясь, что его «описание» вызовет резкие протесты, если город будет назван полным именем. А, может быть, свое собрание анекдотов он приурочил к мифическому городу «С», потому что буква «С» первая ложилась на кончик пера.
Есть другое, более серьезное свидетельство. Это воспоминания царского генерала Сухомлинова, служившего в те же годы командиром корпуса. В своих воспоминаниях, описывая посещение частей корпуса, расквартированного в разных городах Харьковской губернии, он упоминает о Сумах, как об одном из наиболее благоустроенных городов в которых ему приходилось бывать. (Кстати, в то врем Сумы занимали одно из первых мест по благоустроенности среди уездных городов Российской империи.- М.С.)
Вот и становится обидно за местных авторов книжек о Сумах, которые, без критики повторяют нелепое, как увидим дальше, описания города. Даже в своей новой книге «Памятники архитектуры Сумщины» зав. отделом архитектуры Сумского облисполкома А. И. Дейнека слово в слово повторил Куприна. Судите сами: «… посредине … огромная лужа, где продают картошку с возов. Это базар».
Никакой лужи на базаре не было. Еще в начале советского периода истории города центр базара между берегом речки Стрелки и каменными рядами был застроен деревянными ларьками и киосками. Торговля с возов «картошкой и огурцами» производилась на другой стороне набережной Стрелки и на той части, которая относилась к Покровской площади. Сохранились фотографии этой части базара. Сумы - Базарная площадь(11)Дальше «… по другую сторону городской сквер». Где же увидел «по другую сторону» Куприн, а заодно с ним и Дейнека городской сквер, стоя на базарной площади? Еще текст:»…по одну сторону от него собор и, конечно, Соборная улица». Попробуйте желающие с базара увидеть Соборную улицу, загороженную Казацким валом, а собор и вовсе в стороне. Еще словесный, шедевр: «…по третью каменные ряды». Где же третья сторона? Нетрудно изобразить графически эту чепуху, выдаваемую автором книжек о старых Сумах с легкой руки Куприна за описание центра старого города. На четвертую сторону фантазии у Куприна не хватило. Бессмыслица, не правда ли? И вот эту бессмыслицу из книжки в книжку преподносят читателям.
Мало того, в одной из книжек помещена хронология истории Сум, где как единственное памятное событие 1899_года указано пребывание в Сумах А. И. Куприна. Нарочно не придумаешь. Этот самый Куприн в первые «трудные годы советской власти отбыл в «закордонный» рай и возвратился через десятилетия, незадолго до смерти, осознав, наконец, несокрушимую мощь советской страны.
В заключение следует отметить еще один «гвоздь», забитый автором «Памятников…» в описании города: «…окраины, застроенные мазанками под соломенными крышами».
Как житель города с улицы, относящейся к окраинам, свидетельствую «мазанки под соломенными крышами» — в городе не имелись. Дома строили деревянные, крылись железом, изредка, да и то с неохотой (так как требовалось более крепкое перекрытие) — черепицей, если удавалось привезти ее из других губерний. По традиции, штукатурились здания глиной. Соломенные крыши на домах вообще запрещалось делать. Лишь изредка на участках, ближе к выезду из города, принадлежавших крестьянским хозяйствам, встречались клуни или конюшни, крытые соломой. И на окраинах, куда в дореволюционное время относились Лука и Пришиб — мазанок с соломенными крышами не было. (Позвольте возразить: были. В них обычно жили пропойцы, бобыли, нищета. – М.С.)
Непонятно, зачем автору «Путеводителя» следовать примеру автора «собрания анекдотов» по словам Толстого, и писать о том, чего не видел».

Приводим отрывок из воспоминаний генерала В.А.Сухомлинова, изданных в Берлине в 1923 году

Сумы. Покровская площадь 1_res«Как только я устроился в Харькове, я отправился для осмотра частей дивизии прежде всего в Сумы, где стоял подчиненный мне драгунский полк. Там находился и штаб бригадного командира, генерала Баумгартена, ставившего уездный город Сумы выше многих губернских.
Город Сумы произвел на меня впечатление, не имеющее ничего общего с нашими уездными захолустьями. Прекрасные мостовые, тротуары, скверы, сады, исключительная чистота везде убедительно свидетельствовали о том, что и в России маленькие города в культурном отношении могут не уступать таковым же за границей. Много прекрасных домов, роскошных магазинов и чудный собор стильной архитектуры, украшенный бронзовыми изваяниями, выполненными лучшими скульпторами в Италии.
Несколько таких миллионеров-сахарозаводчиков, как Харитоненко, Суханов и другие, выстроили себе настоящие дворцы, а городу кто — собор, кто — больницу, приют, богадельню и т.п. из соревнования.
Рекорд в этом благотворительно-культурном состязании побил Харитоненко. Когда я был у него с визитом и благодарил за всякое содействие по удовлетворению полковых потребностей, он мне сообщил, что очень сожалеет о своем неудавшемся проекте образования кадетского корпуса в Сумах.
Дело заключалось в том, что он предлагал военному ведомству принести в дар большой участок земли на живописном берегу Псела, на окраине города, и выстроить на нем здание, отвечающее последнему слову требований для учебного заведения. Жертвовал он, кроме того, и полмиллиона рублей на это дело, со своей стороны прося лишь, чтобы известный процент учащихся предоставлен был детьми не дворянского происхождения.
Генерал Куропаткин на это последнее условие не согласился, и вопрос этот остался нерешенным. Зимой мне предстояла поездка в Петербург в одну из бесконечных комиссий, и я взялся уговорить Куропаткина не упрямиться. Для семейных офицеров 10-го армейского корпуса такое военно-учебное заведение, почти в центре его квартирования, было истинным благодеянием, и мне не стоило особенного труда уговорить Алексея Николаевича Куропаткина.
Город Сумы, таким образом, обогатился крупным учебным заведением и украсился еще одним грандиозным зданием, по внутреннему своему устройству являющимся последним словом в учебно-гигиеническом отношении…»

Сумы - Сквер и Памятник Харитоненко(14)Теперь послушаем Игоря Николаевича Скворцова.

В то время профессиональных актеров было немного и приезжали они в дни ярмарок. Основная масса сумчан ожидала представления балаганных артистов, где ставились простые юмористические сценки из народной жизни.
В 1860-е годы среди основной массы горожан интерес к гастролям был невелик, более популярные были местные актеры-любители.
К 1870-м годам любительские труппы распались. Но растущему городу театр был уже необходим. Новые умонастроения, увеличение образованного общества требовало облагораживающего действия искусства.
В 1890-е появляется театр «Швейцария» с ложами, партером и демократической галеркой. Появляются антрепренеры, занимающиеся набором трупп.
Сезонов было 2 – зимний и летний. Летний – от Пасхи до сентября. Тогда и служил Куприн.
Постоянных зрителей в Сумах было не более 3-х тысяч. Труппы старались работать хорошо.
Расхожий несимпатичный тип провинциального актера, сложившийся от чтения повестей и романов отечественных писателей, включая Чехова, не всегда соответствовали действительности. Только за один сезон сумчане могли увидеть не менее 80 различных спектаклей. Поэтому нужны были суфлеры.
Использовались различные музыкально-шумовые театральные эффекты. А сумская публика была эмоциональная.
Старая актерская школа считала импровизацию обязательной. Даже в классические пьесы вставляли злободневные реплики. Зрители реагировали очень живо. Общественное мнение формировалось лидирующей частью театралов – местной интеллигенцией.
Билеты были дорогими. Приезжали знаменитые украинские драматические труппы Сабинина, А.Суходольского, Невежина, Вяльцева, Плевицкая, Фигнер, Собинов, драма, балет, опера. Приезжие труппы на месте набирали хористов оркестрантов, рабочих сцены.
Искусство активно воздействовало на духовный мир горожан.

Конечно, Куприн был голоден, бесприютен, обманут приятелем. Эти месяца были для него в драматических тонах, sharp and flats.
Но смотреть на мир можно через закопченное стекло, а можно и через чистое. Такова се ля ви.
Маргарита Сергиенко.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: