Лица в искусстве: Казимир Малевич

В апреле отмечается 100-летие картины Казимира Малевича «Черный квадрат». Малевич был лидером, теоретиком, и практиком абстракционизма в России. Вместе с ним сотрудничал В.Кандинский.

С момента своего зарождения абстрактная живопись развивается по двум направлениям: спонтанная, иррациональная игра световых пятен у Кандинского и видимость математически-выверенных, рационально-геометрических построений у Малевича. У Кандинского – тайное родство с музыкой, у Малевича – ориентация на другой вид изобразительного искусства, на образ архитектуры как «застывшей музыки».

У них задачей живописи было исследование возможных комбинаций ее первичных элементов – линии, цвета, формы. Но крайности формального экспериментаторства с отказом от реализма воспринимаются как принесение в жертву всего гуманистического опыта прошлого искусства идолам современной техногенной эпохи. И идолом всего этого явился Зигмунд Фрейд, открывший шлюзы иррационального и, кстати, исследовавший внутренний мир лишь одного больного, как говорят, исследователи. Возможно…. Второй идол – это довременная философия, новое «видение», «подход», что приводит к выхолащиванию человека живого из искусства через всяческие произвольные построения. Теперь уже невозможно перечислить всякие «арт»ы.

Может быть я, провинциалка, и ошибаюсь. Но мне уже много лет и я много видела и думаю: пора уже обращаться назад, то есть, вперед к человеку, а не машине. Иначе доиграемся. Интересно, в этом искусстве задействованы отличные художники, но занимаются они изощрениями – кто лучше выдумает – тут и символичность, и многозначность, и изобретательность, и легенды, и мифы. Ау, где ты, человек?

К.Малевич сознается, что он придумал супрематизм и нашел в Витебске преданных последователей, создал «школу» знаменитого русского авангарда, превратив провинциальный Витебск в «мировую» столицу супрематизма.

Петров-Водкин вспоминал: «Вся художественная молодежь Москвы была, как эпидемией, охвачена влиянием позднейшей французской живописи. Зараза шла со Знаменского переулка, где седой, влюбленный в живопись юноша С.И.Щукин собирает диковины из боевой лаборатории Европы. Он говорил, что идея красоты изжита, кончила свой век, на смену идет тип, экспрессия живописной вещи, что Гоген закончил эпоху идеи о прекрасном, а Пикассо открывает оголенную структуру предмета».

Николай Бердяев писал: «Для всех этих течений характерно глубокое потрясение и расчленение форм человека, гибель целостного человеческого образа, разрыв с природой. Искание совершенной природы, совершенных человеческих форм было пафосом Ренессанса, в этом была его связь с античностью. В футуризме погибает человек как величайшая тема искусства. В футуристическом искусстве нет уже человека, человек разорван в клочья. Все начинает входить во все. Все реальности в мире сдвигаются с своего индивидуального места. В человека начинают входить предметы, лампы, диваны, улицы, нарушая целостность его существа, его образа, его неповторимого лика. Человек проваливается в окружающий его предметный мир. Начинают нарушаться строгие формы, между тем как строгость формы и есть античное основание художественного творчества, которое вдохновляло творчество человека новой истории….»

Маргарита Сергиенко.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: