О «Вечере одной картины»

4 марта этого года мне повезло присутствовать на «Вечере одной картины», впечатлениями от которого хочу поделиться.

Предполагалось, что действие вечера происходит не в 2013, а в 2113 году, и что участники посмотрят на картину Иры Проценко «Я не знала, что ангелы мерзнут» и наше время в целом как бы со стороны, преодолевая дистанцию в сто лет. Кроме того, сам сюжет картины подсказывал такие актуальные – для любого времени – темы как связь между земным и небесным и взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Можно задаться вопросом, удался ли вечер в точности таким, каков он был изначально задуман. Но, принимая во внимание творческую энергию, проявившуюся на вечере, и творческий же импульс, который, надеюсь, его участники получили на будущее, скажу только, что измерять успех мероприятия первоначальным замыслом едва ли стоит.

Уместен вопрос: а можно ли вообще понять, что чувствует ангел? И мерзнет ли он так, как мы сами? Но искусству свойственно стремление преодолеть грань между земным и небесным, заглянуть с помощью воображения в тот мир, который недоступен разуму. Картина Иры Проценко – еще один пример такого стремления.

О том же стремлении говорят и выступления на вечере. Мы услышали различные интерпретации картины, стихи Шевченко и Цветаевой, собственные поэтические и прозаические произведения участников. Именно в стихах была раскрыта еще одна тема, которая важна и для понимания картины Иры Проценко. Ангел, существо по природе своей бесполое, показан на картине как мужчина, а второе, противопоставленное ему, действующее лицо – женщина. И это еще больше «очеловечивает» сюжет картины, помогает зрителю сопоставить свои чувства с тем, что переживают герои картины. Именно поэтому на вечере так много было сказано о любви между мужчиной и женщиной – счастливой и несчастной; поэтической или даже погруженной в область печальных воспоминаний о прошлом; и, в то же время, целиком прозаической, обрастающей мелкими бытовыми подробностями, достойными скорее усмешки писателя-юмориста.

Каждый со своей стороны лишь слегка прикоснулся к Тайне, никоим образом ее не исчерпав. Верна мысль Риты Сергиенко, которая в своем выступлении сравнила творение Иры Проценко с библейской Саломеей, снимавшей с себя в танце одно за другим покрывала, но так и не обнажившей себя полностью. С картины можно тоже долго «снимать покрывала», предлагая те или иные интерпретации. Некоторые из них мы с Ритой Викторовной обсуждали еще до начала вечера. Вспоминали и булгаковского Мастера, страдавшего от одиночества и от невозможности дойти до конца в задуманном. И «книжного человека», героя одного из рассказов Германа Гессе, который, проведя много лет на вершинах человеческого духа, в конце жизни потерпел полное фиаско и пришел к грешной женщине – чтобы она его согрела. А бабочки на картине я сравнивал с теми, которые сопровождали одного из героев книги «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса. И это сравнение мне пришло в голову еще до того, как я узнал от самой Иры, что бабочки, изображенные на картине, действительно взяты из книги Маркеса.

Выступления на вечере были как бы окончательно оформлены благодаря двум музыкальным номерам. Песни Игоря Касьяненко и Оксаны Скоробогатской, привнесли в атмосферу вечера еще один компонент – мелодию, которая – пусть на время, благодаря иллюзии, созданной искусством – соединила земное и небесное, мужское начало и женское.

Итог встрече было подведен самой художницей. Она поблагодарила участников и рассказала о том, как родился замысел картины. Она хотела показать ангела, который взял на себя заботы и беды  своей подопечной, и поэтому воплотился, стал зримым. Одно из пожеланий, высказанных перед встречей – участники должны согреть ангела, помочь ему. Но получилось так, что выступавшие как бы продолжили тот процесс, который изображен на картине. Предполагалось, что выступавшие посмотрят на картину с высоты 2113 года, что они поймут ангела, посочувствуют ему. На деле же, — как, впрочем, того и следовало ожидать, — выступавшие скорее продолжили «воплощать» ангела, «одевать» его в земные реалии. В том образе ангела, который был представлен на встрече, слишком ярко выразился человек не двадцать второго, а начала нашего, двадцать первого века – со всеми его противоречиями и проблемами. Можно ли таким образом согреть ангела? Думаю, что да – если стремиться к предельной искренности в творчестве, пытаться быть немного добрее друг к другу. Думаю, именно в этом смысле можно сказать, что вечер удался.

Василий Клименко

Читать также отчет Игоря Касьяненко О том, как согреть ангела

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: