Москва? Сумы! И наши столетние традиции

фото к пробкамИстории старого города

На прошлой неделе на просторах интернета те, кто любит рассматривать демотиваторы (изображения, состоящие из картинки в черной рамке и комментирующей ее надписи), могли заметить интересную картинку – фотографию начала ХХ века, с  изображением улицы, «запруженной» лошадями и подводами, надпись которой гласила: «Пробки Москвы: столетние традиции». Возможно, тысячи пользователей интернета не заметили подвоха, но человеку, который в течение всей своей жизни  практически ежедневно  оставляет свои следы именно на этой улице, обман бросился в глаза сразу: «Ну, какая же это Москва? Это ведь Сумы, наша родная Петропавловская!» — сказала я. Вот ограда усадьбы Сухановых-Сумовских. Напротив  виднеется угол здания, в котором до революции размещался Сумской окружной  суд (ныне один из корпусов УАБД), а впереди высится Спасо-Преображенский собор. Чуть ближе купола Введенского и Покровского храмов, которые  современного зрителя сбивают с толку – они были разрушены в 1920-30-х годах и наш глаз не привык к их очертаниям. Телеграфные и телефонные столбы с проводами.  На переднем плане фотографии видна тень  от пожарной каланчи при  Городской думе. Отсюда  в конце ХIХ — начале ХХ века велось круглосуточное наблюдение за центром города, Шишкаревкой, Засумкой и другими прилегающими районами Сум. На самом верху каланчи имелся шпиль – мачта для подачи сигналов. В случае  обнаружения пожара,  на шпиле на кожаных ремнях подвешивался  специальный знак, и специалисты сразу же выезжали на тушение. Ночью  таким знаком  был фонарь. Отсюда же, с каланчи и сделан снимок. Лошади с телегами в пять рядов заполонили всю Петропавлоскую. Но куда они едут и что везут в мешках? На рынок что-то продавать? Рынок и многочисленные ярмарки, кстати, проходили на Покровской площади, сразу же напротив нынешнего ЦУМа. Рыночная территория тянулась вниз к  месту, где сегодня находится Макдоналдс.  Но вряд ли бы торговцы ехали так организовано и  везли одинаковый товар, размещавшийся в одном-двух мешках. Если присмотреться внимательнее, можно увидеть, что  впереди, в районе памятника Харитоненко, улица Петропавловская перекрыта ограждением и усыпана песком. Возможно, горожане благоустраивали сад  Харитоненко, либо производили строительство какого-либо здания или, что наиболее вероятно —  дороги. Потому крестьяне, скорее всего, везли в мешках песок. И  эти пробки на  сумских дорогах были не стихийными, а спланированными. И все-таки, в какой-то мере, приятно, что нерадивые коллекционеры, выставившие эту фотографию на всеобщее обозрение,  сравнивают уездный город Сумы с Москвой. Наш город  прекрасен, и это тоже столетние традиции! Важно только понимать это и делать все возможное для его чистоты и благополучия.

Юлия Лесина

Статья была опубликована в газете «Ваш шанс»:
http://shans.com.ua/begin.php?m=nr&id=40232&in=365
 

Реклама

5 комментариев to “Москва? Сумы! И наши столетние традиции”

  1. Поздравляю, Юля. Небольшое, но настоящее открытие. Действительно, это Сумы и Петропавловская во всей красе. И такое необычное фото… Это вам не 7 отличий найти… Умница.

  2. митрий Кудинов сей демотиватор — довольно старый мем (разоблачение «Москвы» состоялось как минимум осенью 2012 года); что касается материала статьи — неверно указано время. На фотографии — хлебозаготовки конца 1920-х годов. Если присмотреться впереди колонны можно увидеть транспарант. Да и тогдашняя мода отличается от одежды начала ХХ века. Покровская церковь еще на своем месте (снесена в 1932 году)
    2 ч. назад · Нравится

    • Спасибо за интересную информацию к размышлению, дополняющую рассказ автора статьи!

    • «Дима! Какая мода у крестьян? Уверяю тебя, одежда у этих слоев населения в 1910-1920-х годах не сильно отличалась. К тому же, после революции, гражданской войны, разрухи и голода, было не до моды. По воспоминанию сумчан у женщин тогда была одна юбка на все случаи жизни, у мужиков — две рубахи в лучшем случае.А разве 1920-е годы не начало ХХ века? На счет хлебозаготовок — вполне возможно. В конце концов — эта статья не претендует на научное исследование, у нее совсем другие цели. А пристальное внимание профессиональных историков приятно, что уж говорить! С уважением к профессионалам и любителям истории Юлия Лесина.»

  3. Юлия, давайте все же будем на «Вы» в обращении друг к другу… Теперь о крестьянской одежде. Она, несмотря на известный консерватизм в одежде сельского населения, все-таки видоизменялась.Городские типы рубах, жилеток, фуражек, кроя сапог, менявшиеся как раз следовательно моде, попадали и в деревенскую среду. Революционные события сыграли немаловажную роль в сближении городского и сельского костюма. Что касается количества одежды, тут все зависело от материального положения крестьянской семьи, количества детей, трезвости главы семейства. Впрочем, одежда играет второстепенную роль в оценке данной фотографии. В фондах Сумского областного краеведческого музея хранятся знамена, врученные местным органам власти за успешное взимание продналога. Данное фото — документальное свидетельство характерной «смычки» между деревней и городом, крестьянством и советской властью во времена НЕПа. В этом и его ценность

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: